Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

"Музей" нашего города и нашего форума. История древняя и история современная.
Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 21 дек 2011, 22:54

Село Громово (Кыпчак, ранее Бель-Авуз-Кыпчак) территориально входит в состав Окуневского (ранее с Тарпанчи Ак- Мечетского р-на)сельсовета Черноморского р-на АРК, переименовано по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года No745/3 .
В статье Л Лариной «Герои Тарханкута» ( газета «Черноморские Известия» 14.05.2008г) описываются воспоминания о событиях зимы 1942 года жительницы села Кипчак Марии Геращенко, 1922 года рождения, ныне проживающей в с. Громово. Большую поисковую работу в этом направлении провел преподаватель истории Окуневской школы, руководитель краеведческого кружка Александр Спартакович Сидоров со своими воспитанниками. Ими установлены обстоятельства переименования села, которому присвоена фамилия советского летчика.
Мария Геращенко поведала окуневским поисковикам о том, что невдалеке от их села зимой 1942 года был подбит советский самолет, который тут же был вынужден совершить посадку в поле за селом. Летчик пытался бежать, но его на машине догнали немецкие солдаты, котоые его разули, раздели, связали руки, привязали к машине и принудили бежать следом за машиной до самой Ак-Мечети. По слухам его там допрашивали6 пытали, затем отправили в евпаторийское гестапо, сведения о его дальнейшей судьбе теряются. Подбитый самолет немцы машиной подтянули к своему штабу, ныне ул. Школьная, 5, через неделю самолет исчез из села. А в гестапо фашисты допрашивали местных жителей, замеченных в попытку помочь летчику.
« В военных архивах Игорь Васильевич Громов числится пропавшим без вести. Но наша поисковая группа продолжает посылать запросы в военные архивы в надежде получить более подробную информацию о народном герое. В личном деле лейтенанта должна быть его фотография, мы надеемся пополнить школьный музей историческими документами а в селе Громово установить памятную доску с именем героя или обелиск» - подытоживал свой рассказ корреспонденту «Черноморских Известий» Александр Спартакович.
В фондах Черноморского музея - заповедника с 1984 г хранится ответ из Центрального Военно-морского архива :
«... Лейтенант Громов Игорь Васильевич, рождения 21 ноября 1918 г, уроженец г. Старая Русса Новгородской обл, в 1939 году окончил 2 курса института физкультуры и в феврале 1940 г. поступил курсантом 2-го Чкаловского военно-авиационного училища. В январе 1941 г назначен в распоряжение Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота. Приказом командующего КБФ № 0140 от 19.6.41 г воздушным стрелком бомбардиром 57 авиаполка КБФ.
В июле 1942 г был направлен воздушным стрелком бомбардиром 3 авиэскадрильи 40 авиаполка Черноморского флота.
30 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания.
Приказом Командующего ЧФ № 52с от 15.8.1942 г награжден орденом Красного Знамени.
Его отец Громов В. Д. В 1943 году проживал по адресу, г. Старая Русса, ул Декабристов, 9...».
Исторические события декабря 1942 года характеризуются ведением боевых действий на подступах к Кавказу. Именно туда были направлены все усилия командования авиационных подразделений сухопутных войск и Черноморского флота. Появление истребителей, штурмовиков в этом районе в 1942 году не предполагалось по их техническим возможностям. Значит необходимо было вести поиск уже среди экипажей тяжелой авиационной техники бомбардировочной или минно-торпедной авиации. Поиск привел к донесению начальника командного отдела ВВС ЧФ:

Изображение
«Именной список безвозвратных потерь командно-начальствующего состава Военно-Воздушных сил Черноморского флота за период с 23 января по 03 февраля 1943 года» подписанный начальником командного отдела ВВС ЧФ майором Потаповым
Четвертым в списке значится:
ГРОМОВ Игорь Васильевич лейтенант, воздушный стрелок – бомбардир 3 авиэскадрильи 40 авиаполка, [на этой модели самолета третья летная обязанность – штурман ], 1918 г.р., кандидат в чл ВКП(б), уроженец города Старая Русса, из служащих, русский, призван 1939 г. Октябрьским РВК, Ленинградской обл, г. Ленинград, Октябрьский р-н, награды-орден «Красного Знамени». Холост. Не вернулся с боевого задания 30 декабря 1942 года. Жены-нет. Отец- Громов Василий Данилович. Ленинградская обл., г. Старая Русса, ул. Декабристов, 9 (ЦВМА ф.1250, оп. 2, д. 419 )

40 бомбардировочный авиационный полк (бап) был сформирован в марте 1938 г. на базе 71 бабр ВВС ВМФ. Имел на вооружении бомбардировщики СБ – 47 шт, позже - Пе-2. С июня 1941 г. по 09.03.44 г. входил в состав 63 бабр ВМФ ЧФ из 1 мтад ВМФ входящего во 2 гмтад ВМФ. На начало войны 40 бап ВВС ЧФ базировался на Крымском аэродроме Сарабуз (ныне пгт Гвардейское Симферопольского р-на). С мая 1942 г. часть экипажей полка были включены в состав Севастопольской авиагруппы
Командовали полком майор Николай Алексеевич Остряков (1938 - 04.39). Полковник А.Г.Мохирев (06.41 - 20.07.41). Майор Владимир Федорович Злыгарев (20.07.41 - 02.42). Подполковник Иван Иванович Морковкин (02.42 - 08.43 ). Дальнейший период пока охватывать не будем, остановимся на том, когда там проходил службу Громов Игорь Васильевич.
Итак, удалось «вычислить подразделение, в котором служил Громов и вооружение этого подразделения. Что же представляли собой самолеты СБ, указанные в тексте?
В конце 1933 г. под руководством А. Н. Туполева началась разработка скоростного бомбардировщика. Ведущим по самолету был назначен А. А. Архангельский, ставший во главе созданной в январе 1934 г. в составе Сектора опытного самолетостроения ЦАГИ специальной конструкторской бригады № 5. Новый бомбардировщик, получивший заводское обозначение АНТ-40, выполнялся по схеме трехместного двухдвигательного свободнонесущего среднеплана с убирающимся в полете шасси. Одной из главных задач проектирования этого самолета являлось достижение максимально высокой для того времени скорости горизонтального полета.
Летные качества второго опытного самолета, получившего войсковое обозначение СБ - скоростной бомбардировщик, были признаны выдающимися. С полетной массой 4850 кг самолет достигал максимальной скорости 404 км/ч на высоте 5000 м, которую он набирал за 9,4 мин. Военные испытатели отмечали, что самолет принадлежит к новому классу бомбардировочных самолетов - к классу скоростных бомбардировщиков (СБ), его летные данные обеспечивают боевое применение без использования истребительного прикрытия для уничтожения наземных войск противника на участках решающих боевых действий, потопления его военных кораблей.
Опыт боевого применения самолетов СБ в Испании и Китае определил пути их дальнейшего совершенствования. Тактико-технические характеристики СБ
Год принятия на вооружение – 1936
Размах крыла - 20,33 м
 Длина - 12,57 м 
Высота - 3,48 м 
Площадь крыла - 56,0 кв.м

Масса, кг
 - пустого самолета - 4770

- нормальная взлетная - 7880

Тип двигателя - 2 ПД М-103
Мощность - 2 х 960 л.с. 

Максимальная скорость - 450 км/ч
 Крейсерская скорость - 375 км/ч

Практическая дальность - 2300 км

Максимальная скороподъемность - 570 м/мин

Практический потолок - 7800 м
 Экипаж - 3 чел.
Вооружение 6 х 7.62-мм пулемета ШКАС, 600 кг бомб.

Изображение

В представленном именном списке есть фамилия летчика бомбардировщика, также не вернувшегося с выполнения боевого задания в тот же день.
ЕФСТИФЕЕВ Ананий Иванович, старший лейтенант, летчик 2 авиаэскадрильи 40 авиаполка, 1913 года рождения, кандидата в члены ВКП(б), урожениц г. Горький, из рабочих, русский, призван Свердловским РВК г. Горький в 1935 г. Награжден орденом «Красного Знамени». Не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Женат, жена- Евстифеева Александра Васильевна. Абхазская АССР, Гагринский р-н, д. Алахадзе. Родителей – нет. (ЦВМА ф. 1250, оп.2, д. 419)
Таким образом установлен второй член экипажа бомбардировщика.
Есть еще основания полагать, что воинское захоронение неизвестного летчика на гражданском кладбище в с. Окуневка может с большой степенью вероятности принадлежать именно летчику Ефстифееву Ананию, Ивановичу, т.к. по свидетельству жителя с. Окуневка Белоцерковского Виктора Ивановича, при производстве подзахоронения на указанном кладбище рядим с этой могилой был откопан остаток обгоревшего летного погона с тремя звездочками Найденный тогда погон отнесли председателю совхоза для дальнейшей передачи его в военкомат, пока его дальнейшая судьба также неизвестна. . Смущает только следующий факт 23 октября 1942 года Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило введение погон, как знаков различия для личного состава Красной Армии и войск НКВД. Но в силу различных причин, только 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР "О введении погон для личного состава Красной армии", объявленный приказом НКО № 24 от 10.01.1943 г.
Из «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» ( Управление Военно-морского издательства НКВМФ Москва-Ленинград 1945г. Выт.3 стр. 401, приложение 12) известно, что на 22.12.1942г 40 авиаполк располагал только 3-мя исправными бомбардировщиками СБ способными выполнять боевые задачи разведки северо-западной акватории Черного моря.
Наиболее значимые операции, в которых принимал участие 40 бап за интересующий нас период явились:
Бомбардировка порта Констанца 23.06.1941.
На рассвете 23.06.1941 г. 33 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 27 СБ 40-го бап ЧФ совершили налет на порт Констанца. Бомбардировка с больших высот не принесла ощутимых результатов, хотя некоторые городские кварталы серьезно пострадали, а связь местного командования со столицей страны временно нарушилась. Из военных объектов пострадала одна немецкая зенитная батарея, на которой попаданием бомбы убило пять солдат.Из числа вылетевших на задание обратно не вернулся лишь один СБ, сбитый случайно оказавшимся над базой румынским "Харрикейном".
До конца суток порт обработали еще две эскадрильи ДБ-3 (совершивших в сумме 16 самолето-вылетов), а суммарный вес бомбовой нагрузки, сброшенной на Констанцу за сутки, достиг 53,3 тонн (в том числе 8,4 тонны зажигательных бомб).
Бомбардировка порта Констанца 24.06.1941 г
На рассвете 24.06.1941 г. 14 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 18 СБ 40-го бап ЧФ совершили очередной налет на порт Констанца. Несмотря на яростное противодействие "Мессершмиттов", советским самолетам удалось не только сохранить строй, но и прорваться к назначенным объектам налета и прицельно сбросить бомбы, в том числе и на аэродром перехватчиков, где разрывами фугасок были уничтожены три Bf-109, а еще один был сбит в воздухе.Однако плата за этот успех оказалась слишком высокой. На базу не вернулось три ДБ-3Ф и семь СБ. При этом немецкие истребители доложили о восьми победах, их румынские коллеги - о четырех, а зенитчики о двух.
В августе 1941 года началась оборона Одессы. В этом районе действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я (несколько МБР-2 и ГСТ, 2 МТБ-2). Кроме того, в Одессе базировался известный 69-й ИАП Льва Шестакова. Поддержку защитникам Одессы также оказывали 9-й ИАП (база в Hиколаеве), 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму).
30 октября 1941 года началась оборона Севастополя. В боях за порт участвовали 3-й, 8-й и 9-й ИАП, 2-й МТАП, 40-й БАП, а также 116-й и 119-й МРАП. Часть своих сил под Севастополь направили 7-й, 32-й, 62-й ИАП, 78-я и 87-я МАЭ, 95-я ШАЭ, 16-я, 18-я, 45-я, 82-я, 83-я МРАЭ, а также полки 5-й Воздушной Армии.
Несколько снизилась боевая активность 40 бап после оставления им Севастополя и перебазирования на Кавказ
Немецкое судоходство на Черном море не удалось полностью подавить. Поэтому командование флота решило усилить атаки на морские коммуникации противника, выделив для этой цели 5-й ГМТАП и 40-й БАП, но в период с июля по декабрь 1942 года действовать было трудно, поскольку морские пути были достаточно удалены от аэродромов. Поэтому прибывшие вместе 18-й ШАП, 47-й ШАП и 119-й МРАП сконцентрировали свои усилия на охоте за судами в Керченском заливе. Во второй половине 1942 года летчики провели 1450 вылетов, потопили 2 транспорта, 4 сейнера, 2 парома, 2 десантные баржи, тральщик и торпедный катер. В 1943 году боевых вылетов провели уже 9230, в ходе которых удалось пустить на дно кораблей и судов общим водоизмещением 45000 тонн. В 1943/44 годах немецкое судоходство на Черном море удалось существенно сократить.

Изображение

Изучая приведенную схему из Хроники боевых действий ЧФ т. 3, приложение № 12-13 можно предположить, что экипаж летчика Ефстифеева 30 декабря 1942г выполнял боевое задание с целью оперативной разведки в нтересах штаба Черноморского флота с курсом на Севастополь- Херсон пересекая Тарханкутский полуостров и Каркинитский залив в направлении населенных пунктов Кипчак-Ак-Мечеть- Скадовск – Херсон и был сбит зенитной артилеерией противника в районе села Кипчак на обратном пути. По словам старожилов прожекторная установка и зенитная батарея немцев находились рядом территорией современного Окуневского погранпоста. В хронике нет прямых упомонаний полета экипажа ст. лейтенанта Евтисеева.

На сегодня найден еще один документ- оперсводка штаба ВВС ЧФ № 412:
«исх № 0822/оп секретно, экз. 4 Оперсводка № 412 Штаб ВВС ЧФ на 7.00 30.12-42 м. Агудиани Карты 200 000 Течение ночи на 30.12-42 ВВС ЧФ вели ограниченные боевые действия метеоусловиями...
1 СБ - ст. лейт. ЕВСТИФЕЕВ, штурман лейт. ГРОМОВ, радист СВЕТЛИЧНЫЙ- сержант, с задания не вернулись-...
Начальник штаба ВВС ЧФ генерал-майор авиации подпись/Калмыков/
Нач опер отд шт ВВС ЧФ /п-полковник подпись /Смирнов/
Отп. 4 экз. 30.1242. но отп. Оковалко»
Т.о. из оперсводки становится известным еще один член экипажа – воздушный – стрелок- радист
СВЕТЛИЧНЫЙ Иван Моисеевич, мл с-нт, воздушный стрелок-радист ВВС ЧФ, 1921 гр, уроженец Казахской ССР, с. Ивановка, Павлодарского р-на, Семипалатинской обл., чл КСМ, из служ, украинец, призван 1940 г Белоукровским РВК, наград нет, пропал б/вести, не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Холост. Отец- Светличный М.С. Ворошиловградская обл., Белокуракинский р-н, с. Нищеретово (ЦВМА ф. 1250, оп. 2, д. 162).
Установлены принадлежность, тип самолета, дата вылета и фамилии экипажа. Впереди еще большая работа. Предстоит выяснить цель и обстоятельства полета, дальнейшую судьбу экипажа скоростного бомбардировщика СБ 40 авиаполка ВВС ЧФ.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 30 дек 2011, 22:20

Вновь перечитываю Константина Симонова. Одаренный свыше человек, годы войны и все же найдены нужные слова...
Вот так в повести “Разные годы войны” К Симонов описывает свой командировочный вылет в Крым в январе 1942 г на таком самолете:
«...По дороге на аэродром мы засадили машину в снег, долго вытаскивали ее и в конце концов приехали- в тот момент, когда наш самолет уже выруливал.
Когда я спросил у дежурного по аэродрому, где самолет, который летит в Краснодар, он показал: «А вот», - на уже катившуюся по полю машину.
Было глупо и стыдно. Вдобавок могло создаться впечатление, что не улетел нарочно. Я даже не знал, что делать. В руках у меня был чемоданчик, и я растерянно стоял с ним на аэродроме. Вдруг самолет. Который до этого катился по аэродрому, застопорил. Он попал колесами в сугроб и буксовал. Мы с дежурным побежали к самолету и, задыхаясьдобежали до него в тот момент, когда он, погазовав, уже выбрался из сугроба и собирался взлетать.
Оказалось, что на мое место уже взяли второго пассажира, одного засунули в фюзеляж, в штурманской кабине. Самолет был СБ, и лишних мест в нем не было. Но летчик, ругаясь, все же согласился взять меня, и буквально в последнюю минуту меня вместе с моим чемоданчиком подняли на руках и впихнули в штурманскую кабину.
Для того чтобы представить себе дальнейшее, нужно описать кабину. На штурманском месте в ней уже сидел пассажир, а в лобовом целлулоидном щите в специально сделанных прорезях стояли спаренные пулеметы. Меня впихнули и защелкнули снизу люк. Самолет рвануло и он стал взлетать. Сесть было некуда, и я устроился полусидя, вкось, на рукоятки пулеметов. В этой тесноте я почти не мог пошевельнуться, трудно было даже шевельнуть рукой, чтобы вытереть лицо или поправить на голове шапку.
Погода была скверная. Мы обходили какие-то бураны, нас качало и трясло. Из пулеметных прорезей врывался холодный воздух, а мороз в этот день и внизу, на земле, был около тридцати.
Когда мы примерно через четыре часа полета сели вблизи каменска, где тогда размещался штаб Южного фронта, я вылез из самолета полуживой. Лица не чувствовал, рук- тоже, ноги почти не отзывались на боль. Я трясся от холода, но это как раз легче всего было поправить. В столовой у летчиков я выпил триста граммов водки, внутри стало тепло, но, как я ни растирал снегом лицо и руки, они продолжали белеть.
Вдобавок ко всему выяснилось что сегодня мы дальше не полетим...
Мы выпили по чайному стакану этого «Шато-Икема», Коля и его спутник ушли из комнаты, а я, пощупав свою обмороженную физиономию, снова завалился спать. Утром, посмортев в осколок зеркала, я увидел, что щеки, подбородок и лоб покрыты у меня багровыми пятнами, на которых местами запеклась черная корка. В таких же пятнах были и руки. А ноги так распухли, что я с трудом влез даже в валенки Капустянского.
Но делать было нечего, надо было лететь дальше. Прищлось по дороге заехать в госпиталь, где мне намазали чем-то и лицо и руки. Руки забинтовали а на лицо наложили почти полную повязку, оставив только нос, рот и глаза...»

А чуть далее в тексте повести есть рассуждения автора , вдохновляющие на продолжение поисковой работы. Давайте вдумаемся в них вместе:

« ... Думая о Первушине и о высадившихся когда-то под его командованием в Феодосии людях, я вспоминаю слова комиссара морского отряда Пономарева, сказанные давным-давно под грохот немецких бомб в одном из самых первых освобожденных нами городов: люди всегда будут сюда ездить и чтить память...
Строки Ольги Берггольц « Никто не забыт и ничто не забыто» еще не были врублены ни в мрамор Пискаревского кладбища, ни в наше собственное сознание. Но, как видно, потребность в этих , еще не произнесенных словах существовала в душах людей уже тогда, в самый первый год войны...»


Потребность – какое мудрое слово!...
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

muzist943MRAP
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 22:03

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение muzist943MRAP » 01 фев 2012, 23:09

В посёлке Октябрьское Красногвардейского района находится Общественный музей истории 943-го Констанцского Краснознамённого морского ракетоносного авиационного полка ВВС КЧФ, приемника 40-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков, в котором служил лейтенант И.В. Громов. В фондах музея хранятся фотографии И. Громова, его бюст , воспоминания его боевых товарищей. Он был секретарем комсомольской организации 3-й АЭ, комсомольцы, после его гибели, решили на одном из самолетов написать на борту:"Отомстим за смерть товарища Громова!" Мл. сержант Светличный И.М. воздушный стрелок-радист 2-й АЭ действительно погиб 30.12.1942 г. Экипаж, в котором летал штурманом И. Громов, был из 3-й АЭ - пилот старший лейтенант А.И. Увстифеев, стрелок-радист М.А. Хомутов. Он остался жив, поэтому данных о нем в донесениях о безвозвратных потерях нет.

muzist943MRAP
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 22:03

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение muzist943MRAP » 01 фев 2012, 23:23

Ссылка на видео об Общественном музее истории 943-го МРАП

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 02 фев 2012, 10:35

Спасибо за дополнение, обязательно включу в свои планы посещение музея в Октябрьском гарнизоне.
Мне кажется, уместно будет сейчас посмотреть и этот ролик:



Взято отсюда:
http://video.mail.ru/mail/birdsolo69/282/991.html
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

chernomorsko
Администратор
Сообщения: 2573
Зарегистрирован: 05 сен 2006, 11:29
Контактная информация:

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение chernomorsko » 02 фев 2012, 21:32

LNick, youtube.com можешь не указывать первоисточником. Это всё-равно, что указывать первоисточником википедию. А знаешь, почему вики несколько дней назад англоязычную версию на сутки покрасила в чёрный цвет? Это они борятся с SOPA и PIPA. Так вот в чём смысл. Если я возьму три книги про, к примеру, павлинов. Из каждой книги возьму по хорошему абзацу. Что у меня получится? Правильно, статья. Но стоит ли меня указывать первоисточником? Конечно, нет. Точно также и с вики, точно также и с уважаемой гугловской программой youtube. Это же не работники гугла ролик вышеуказанный снимали. Точно не они.

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 02 фев 2012, 22:38

Черномор писал(а):LNick, youtube.com можешь не указывать первоисточником. .... Это же не работники гугла ролик вышеуказанный снимали. Точно не они.
Может и да, а может и нет. Ссылки на википедию тоже используют, т. к. в их создании кто-то участвует. Несколько несогласен.
У ролика есть автор, который может обидится (в лучшем случае) на мои действия. Я помог нашему посетителю "мазисту" разместить его ссылку "поближе" к нашему ресурсу, что бы не бегать по адресам. В этом случае, указывая ссылку, я не забираю у него авторства на сообщение :)
Но это мое мнение, правила диктует администрация форума, если это указание- подчиняюсь!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 02 фев 2012, 22:56

muzist943MRAP писал(а):... Экипаж, в котором летал штурманом И. Громов, был из 3-й АЭ - пилот старший лейтенант А.И. Увстифеев, стрелок-радист М.А. Хомутов. Он остался жив, поэтому данных о нем в донесениях о безвозвратных потерях нет.
Уважаемый muzist943MRAP, я опирался на архивный материал:
"... найден еще один документ- оперсводка штаба ВВС ЧФ № 412:
«исх № 0822/оп секретно, экз. 4 Оперсводка № 412 Штаб ВВС ЧФ на 7.00 30.12-42 м. Агудиани Карты 200 000 Течение ночи на 30.12-42 ВВС ЧФ вели ограниченные боевые действия метеоусловиями...
1 СБ - ст. лейт. ЕВСТИФЕЕВ, штурман лейт. ГРОМОВ, радист СВЕТЛИЧНЫЙ- сержант, с задания не вернулись-...
Начальник штаба ВВС ЧФ генерал-майор авиации подпись/Калмыков/
Нач опер отд шт ВВС ЧФ /п-полковник подпись /Смирнов/
Отп. 4 экз. 30.1242. но отп. Оковалко»
В нем перечислен экипаж НЕ ВЕРНУВШИЙСЯ С ЗАДАНИЯ, остальные три самолета СБ в эту ночь бомбили железнодорожный узел ст. Тихорецкая. В документе подписи высоких лиц штаба ВВС ЧФ. Может быть в этом полете Светличный заменял Хомутова?
Может быть экипаж был сборный, т. к. пилот самолета был со 2 АЭ, а штурман числился в 3 АЭ (которая считалась учебной).
Хотелось бы узнать, есть ли в указанном Вами общественном музее описание подвигов, за которые ст л-т Евстифеев и л-т Громов удостоены высоких правительственных наград- Отрденов Красного Знамени?
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

muzist943MRAP
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 22:03

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение muzist943MRAP » 02 фев 2012, 23:12

03.02.2012, 00:38, "Гирник Алексей" <muzist943@yandex.ru>:
> Здравствуйте, уважаемый Николай! Я, Алексей Гирник, заведующий музеем истории 943-го МРАП. Рад, что Вас интересует история нашего полка и экипажа Евстифеева (именно так) в частности. С этим полком связана моя жизнь и жизнь моей семьи. Я знал многих ветеранов полка, но тогда ничего не фиксировал. После расформирования полка, в 1996 году, пришел к мысли о сохранении исторической памяти о полке (моими увлечениями был туризм и краеведение). Поступил в университет и получил квалификацию историка-музееведа. Музей был открыт в 2008 г. Много работы с теми авиаторами, которые сегодня ещё здравствуют, поэтому  судьбой И.Громова интересовался пока недостаточно глубоко. Хотя, недавно завершил работу по выявлению всех военнослужащих полка, погибших в ВОВ. И должен извиниться за то, что невольно ввел Вас в заблуждение относительно экипажа. Дело в том, что сегодня проверил материалы и установил, что в экипаже были Евстифеев, Громов и Светличный, а  Михаил Александрович Хомутов, стрелок-радист 3 АЭ, после гибели Громова стал секретарем комсомольской организации эскадрильи. После войны проживал в г. Керчи, ул. В. Дубинина, д.40/43, кв. 31. Еще был секретарь комсомольской организации полка Бирюк, который много писал в газету "Красный Черноморец". Нам известно, где хранится исторический журнал полка, надеюсь скоро с ним познакомиться и там, возможно, найдется интересующая Вас информация. Словом, будем Вас информировать, надеясь на взаимность.
Куда выслать фотографии Громова?

С уважением, Алексей.

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Село Громово и события 30 декабря 1942 г.

Сообщение LNick » 02 фев 2012, 23:40

Для понимания остроты обстановки того времени на театре военных действий просто необходимо изучить документы хроники боевых действий ЧФ на коммуникациях и по побережью противника хотя бы за неделю до описанных событий.

Итак, 23 декабря 1942 года. В течении ночи два самолета МБР-2 и один ДБ-3 летали на разведку погоды в районах южного побережья Крыма, Керченского и Таманского полуостровов, а также на поиск вражеских торпедных катеров в районе Лазаревское –Анапа. Из них один ДБ-3 и один МРБ-2 сбросили бомбы на порт Анапа, но результатов ударов не наблюдали.
Днем два ДБ-3 (торпедоносцы) вели поиск плавучих средств противника на морских коммуникациях Крыма, но цели не обнаружили и возвратились на аэродром с торпедами. Один Пе-2 и два Че-2 вели разведку центральной части Черного моря, Керченского и Таманского полуострововов, а также производили поиск торпедных катеров противника на коммуникациях у берегов Кавказа. Ввиду тяжелых метеорологических условий это задание было выполнено не полностью. Два Пе-2 сбросили бомбы на порт Новороссийск. (Дело 9088, л. 318,319)

24 декабря. Действий флота на коммуникациях и по побережью противника. Командующий Черноморским флотом приказал командующему авиацией флота с 25 декабря производить ежедневный предвечерний поиск неприятельских торпедных катеров на путях их вероятного движения из портов Феодосия и Ялта по напрвлению к селению Лазаревское и Геленджику. При этом самолетам – разведчикам надлежало немедленно доносить об обнаружении ими катеров. Для уничтожения катеров было приказано выделить ударные группы воздушных сил, кораблей и катеров военно-морских баз. ( Дело ШТ 186, л. 128)
На коммуникациях противника 24 декабря действовали наши подводные лодки: «М-111» - на позиции №42 (район мыса Бургас), «М31» - на позиции №43 (район острова Фидониси [ныне- Змеиный]), «М-112» - на позиции №44-45 (район мыс Олинька-мыс Мидия), «Л-24» - на позиции №50 (район мыса Калиакра), «Л-4» - на позиции №46 (район Босфора), «А-3» - на позиции 7-8 (район Ялта-Феодосия) и «Л-6» - на позиции «49 (район маяка Тарханкутский- Евпатория). Подводная лодка «Л-23» вышла на позицию №46. (Дело 2679, л. 8)

25 декабря. Из-за тяжелых метеорологических условий авиация Черноморского флота вела ограниченные боевые действия в западном направлении. Один МБР-2 летал на разведку погоды между Геленджмком и мысом Меганом, но из-за метеорологических условий возвратился из района Анапы, не выполнив задания. Днем один ДБ-3 и три И-15 летали на разведку погоды и на поиск плавучих средств врага по юго-восточному побережью Крыма и на участке Новороссийск-Благовещенская (Дело 9088, л. 320 321)

26 декабря. Во исполнение Постановления Государственного Комитета Обороны Народный Комиссар Военно-Морского флота приказал Военному Совету Черноморского флота выделить из личного состава флота 7 000 человек для передачи их Советской Армии. При выделении давать минимум за счет кораблей и чисто морских специалистов и максимум – за счет тыловых, сухопутных и строительных организаций. Части военно-воздушных сил в расчет не принимать, так как в отношении их будут даны указания по линии Военно-воздушных сил Военно-Морского флота. (Дело ШТ 1847, л. 35)
Действия на наших коммуникациях. Штаб Черноморской группы войск просил начальника штаба Черноморского флота:
1) обеспечить перевозку морем из Туапсе в Геленджик 8-й гвардейской стрелковой бригады и 16 стрелковой бригады; погрузка первой была назначена на 28 декабря, а второй – на 30 декабря (Дело ШТ 1847, л. 18)
2) Обеспечить как особо важную перевозку морским путем в Геленджик к 1 января 1943 года 600 т боеприпасов РС (из Сухуми – 400 т и из Сочи – 200 т) Было предложено перевозить этот боезапас партиями не более 200 т в каждой. Начало погрузки было намечено на 28 декабря. (Дело ШТ 1847, л. 33)

27 декабря. Подготовка флота к десантным операцияям. Народный Комиссар Военно-Морского флота, рассмотрев докумнты Ченоморского флота по подготове к десантной операции, сообщил командующему Закавказским фронтом, что считает:
а) использование линейного корабля в операции тактически не обоснованным и риск неоправданным; в данном случае необходимо линейный корабль заменить крейсером;
б) авиацию необходимо использовать по определенным обьектам, в соответствии с разведывательными данными, полученными накануне и в ходе операции, т.е. когда секретность операции уже потеряет значение;
в) чтобы заставить противника поверить в демонстрацию, необходимо придать лидеру катера типа «МО» с задачей создания большего шума;
г) встреча двух групп кораблей ночью в точке, рассположенной в районе операции, недопустима; необходимо для каждой группы назначить одно самостоятельное место действия; кроме того, для них нужно иметь запасные места;
д) необходимо тщательно разработать возможный обратный прием на корабли десантных частей;
е) предусмотреть в плане операции резерв и средства его передачи. (Дело ШТ 1847, л. 80)
Действий флота на коммуникациях и по побережью противника. В ночь на 27 декабря самолет МБР-2 летал на поиск вражеских торпедных катеров на коммуникациях у побережья Северного Кавказа до Анапы, но катеров не обнаружил. Другой МБР-2 производил разведку погоды по маршруту Геленджик- Керченский пролив- мыс Меганом. Третий МБР-2 летал для совместных действий с нашими торпедными катерами но не нашел их и бомбардитовал запасную цель – склады в порту Анапа (Дело 9088, л. 326)

28 декабря. Действий флота на море, на коммуникациях и по побережью противника. В 0 час 00 мин отряд кораблей в составе базовых тральщиков «Искатель», «Якорь», «Мина» и «БТЩ-4 12», считая себя в широте ш= 45 град 30,5 мин, д= 30 град 18 мин, начали поиск неприятельских кораблей на коммуникации между портами Сулина и Бургаз, после чего легли не курс отхода в базе.
Эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Беспощадный» в 0 час 00 мин 28 декабря находились в ш= 43 град 32 мин 10 сек (в 104 милях на норд-вест от маяка Керемп). С 8 час 00 мин до 10 час 00 мин корабли манаврировали в 25-30 милях к зюйд-осту от острова Федониси и в 10 час 20 мин повернули на курс отхода к своим базам. (Дело 2677, л. 1-34)
Ночью один самолет МБР-2 летал на разведку погоды в районе Керченский пролив- мыс Меганом.
Днем два ДБ-3 (торпедоносцы) вели поиск плавучих средств противника на коммуникациях Крыма, но никого не обнаружили и возвратились на аэродром с торпедами. Три ДБ-3, два Пе-3 и два Че-2 летали на разведку центральной части Черного моря, коммуникаций и побережья между портами Сулина и Бугаз, портов Крыма и Таманского полуострова. Четыре Пе-2 производили фотографирование побережья от Новороссийска до Анапы, а также бомбардировали вражеские войска в районе селения Федоровка- совхоз Мысхако-Суджукская коса.Один Пе-2 вел разведку войск противнока на ростовыском направлении. Наши самолеты ( семь Р-10) летали на разведку вражеских войск на перевалах главного хребта (Дело9088, л. 329)

29 декабря. Обстановка на сухопутных фронтах. В течении 29 декабря наши войска южнее Сталинграда заняли город и железнодорожную станцию Котельниково, районный центр Яшкуль, крупный населенный пункт Торговое. В районе Среднего Дона и на Центральном фронте наши войска продолжели вести наступательные бои.( Сообщения Совинвормбюро, т. III, стр. 419)
Действий флота в море, на коммуникациях и по побережью противника. Ночью три самолета СБ бомбардировали железнодорожный узел Тихорецкая; Днем тот же узел бомбардировали пять Пе-2.
Три самолета ДБ-3 летали на разведку погоды, вражеских плавучих средств и торпедных катеров по побережью Крыма; в районе Ялты самолеты сбросили грузы для партизан. Два Че-2 и два Пе-2 вели разведку центральной части моря, юго-восточного побережья Крыма и Таманского полуострова. (Дело 9088, л. 331)
Наша воздущная разведка с 12 час 03 мин до 12 час 22 мин обнаружила: в порту Анапа баржу и два катера ; в Тамани –две десантные баржи; в районе рыбных промыслов Гадючий Кут- три катера; в Керчи – восемь десантных барж и три катера; на переходе между Таманью и Керчью-шесть десантных и одну сухогрузную баржи и два катера; на озере Тобечикское- восемь гидросамолетов. (Дело 1908, л. 55)
В 7 ч. 25 м. Подводная лодка «М-111» пробыла в Хопи с позиции №42 (от мыса Бурнас).
Подводная лодка «М-31» опаздывала с возвращением с позиции №43 ( от острова Фидониси) на одни сутки; связи с ней не было. ( Дело ШТ 779, л. 137)
В 14 ч. 00 м. Эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Беспощадный» возвратились в Поти из операции у западных берегов Черного моря. В 19 ч. 00 м. Отряд тральщиков, участвовавших в этой операции находился в ш= 2 град 17 мин, д= 37 град 0 мин (Дело 2677, л. 20, 26)

30 декабря. Действий флота в море, на коммуникациях и по побережью противника. В ночь на 30 декабря восемь самолетов СБ бомбардировали железнодорожный узел Тихорецкая. Днем тот же узел бомбардировали два Пе-2.
Один самолет Пе-2 производил фотографирование побережья от Новороссийска до Анапы и сбросил пять бомб ФАБ-100 по вражеским войскам в районе хутора Алексино.
Два ДБ-3 и один Пе-3 летали на разведку погоды и плавучих средств противника по юго-восточному побережью Крыма, Керченского и Таманского полуостровов, но из-за тяжелых метеорологических условий задание выполнли частично. Самолет Пе-3 сбросил две ФАБ-100 на немецкий аэродром на озере Тобечикское. (Дело 9088, л. 333)
В 9 ч. 30 м. В 10 милях к зюйд-осту от Ялты были обнаружены две баржи и сторожевой катер, шедшие курсом 240 град. (Дело 1908, л.57)
В 8 ч. 30 м. Базовые тральщики «Искатель», «Якорь», «Мина» и «БТЩ-412» прибыли в Поти после выполнения набеговой операции на коммуникации противника у западных берегов Черного моря (Дело ШТ 779, л. 139)

31 декабря. Обстановка на сухопутных фронтах. В течении 31 декабря наши войска в районе Сталинграда на Центральном фронте и в районе Северного Дона продолжали наступательные бои на прежних направлениях.
Наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Обливская и районными центрами Нижне-Чирская, Приютное. (Сообщение информбюро, т.III, стр. 428)
Подготовка флота к десантным операциям. В соответствии с указаниями Народного Комиссара Военно-Морского флота о подготовке к десантной операции командующий Черноморским флотом в дополнение к своей директиве № 00652/ог-ов от 3 декабря дал новую директиву за № 00751/ог-ов от 31 декабря, в которой приказал:
1. Командиру высадки контр-адмиралу Басистому:
а) предусмотреть переброску резерва в составе одной стрелковой бригады в район селения Озерейки на последующую за операцией ночь;
б) не случай неуспеха операции разработать план обратной посадки десанта на корабли.
2. Командующему эскадрой Черноморского флота вице – адмиралу Владимирскому:
а) для нанесения артиллерийского удара по оборонительным сооружениям и артиллерийским батареям противника в районе селения Озерейка вместо линейного корабля «Парижская Коммуна» использовать крейсер «Красный Кавказ»;
б) артиллерийский удар по Анапе произвести миноносцем во взаимодействии с отрядом сторожевых катеров типа МО в составе черырех едениц. После выполнения задачи миноносцу отойти в Туапсе, а катерам в район селения Озерейки с расчетом прибыть туда после наступления рассвета;
в) при действиях крейсера «Красный Крым» с охранением по селению Озерейки и миноносца с отрядом сторожевых катеров по Анапе исключить возможность встречи этих групп ночью и предусмотреть запасные огневые позиции для маневрирования кораблей при обстреле. (Дело 6091, л.14,15)
Действий флота в море, на коммуникациях и по побережью противника. В ночь на 31 декабря самолет МБР-2 летал на разведку плавучих средств противника по маршруту Геленджик-Анапа-Керчь- мыс Меганом, но из-за неблагоприятных метеорологических условий задания не выполнил и возвратился от мыса Железный Рог. Другой МБР-2 летал на поиски вражеских торпедных катеров между селениями Лазаревское и Анапа, но не обнаружил их.
Днем два ДБ-3 (торпедоносцы) летали на поиск неприятельских транспортов на коммуникациях Крыма, но не обнаружив их вернулись на аэродром с торпедами. Два ДБ-3 летали бомбардировать пять самоходных барж в районе мыса Чауда, но из-за неисправности материальной базы вернулись на аэродром с бомбами.
Два самолета ДБ-3, один Пе-3 и два Че-2 летали на разведку центральной части Черного моря, побережья Крыма и Керченского и Таманского полуостровов. Один Пе-2 фотографировал побережье между Новороссийском и Анапой и сбросил шесть бомб ФАБ-100 в районе Южной Озерейки. (Дело 1908, л. 334, 335)
С 11 ч. 55 м. До 12 ч. 11 м. В 15 милях к зюйд-весту от маяка Кыз-Аульский наша воздушная разведка обнаружила пять десантных барж шедших курсом 90 град; в 13ч. 07 м. В 15 милях к зюйд-осту от Тарханкутского маяка были отмечены четыре баржи, шедшие в охранени катеров курсом 135 град. (Дело 1908, л. 59; дело 2280, л. 1)
По отчетным данным штаба флота за декабрь по нашим коммуникациям между портами кавказского побережья прошли 174 транспорта морского флота, 59 военных транспортов, 180 буксиров, 131 баржа, 250 мелких судов (шхун, сейнеров и катеров). Для их охранения боевые корабли сделали рейсов: эскадренные миноносцы- 9, базовые тральщики-41, сторожевые катера-407 и торпедные катера -21. Кроме того для срочных перевозок людей и ценных грузов боевые корабли сделали рейсов: крейсера- 2, эскадренные миноносцы- 3, базовые тральщики- 11 и канонерские лодки- 35. Прикрывая корабли на переходе, истребительная авиация флота сделала 173 самолето-вылета.
За весь четвертый квартал 1942 года было перевезено 97 866 человек, 6 271 лошадь, 109 голов рогатого скота, 1 650 повязок, 78 кухонь, 278 автомашин, 44 трактора, 85 танков, 308 орудий, 1 999 минометов, 11 924 т. боеприпасов, 1 284 т. гильз, 34 089 т. нефтепродуктов, 79 т. строительных материалов, 62 549 т. продовольствия и фуража и 7 198 т разных грузов. (Дело 7168, л. 101, 102)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей