Поиск родственников экипажа «Щука-216»

"Музей" нашего города и нашего форума. История древняя и история современная.
Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 02 дек 2013, 01:35

За три месяца до чудесного обнаружения ПЛ "Щ-216" в газете "Вечерняя Одесса" была размещена любопытная статья, предвещающая тот факт, что море начинает постепенно раскрывать свои тайны, все только зависит от времени и от того, как мы воспринимаем такие подарки судьбы ...

"Как поднимали затонувшие субмарины
№45 (9767) // 26 марта 2013 г.

Нынешней осенью Николаю Владимировичу Банову исполнится 93 года. Длинная жизнь ветерана Великой Отечественной войны вобрала столько ярких и трагических событий, что их хватило на написание книги. Учился в педагогическом училище, но жизнь была настолько голодной, что пришлось поступить в ФЗУ мебельной фабрики, где кормили. Работал столяром на этой фабрике. А в 39-м призвали в армию, службу нес в Западной Украине, территорию которой передали СССР после подписания пакта Молотова-Риббентропа. Из-за полученной травмы глаз не успел дослужить. Отправили домой, в Одессу, на лечение. Только вышел из госпиталя, как началась война.

На второй день был уже в военкомате. А там бывшему столяру неожиданно предложили пойти матросом на «Игарку» — новое судно технического флота, недавно спущенное со стапелей. На «Игарке» оставлял осажденную Одессу: технический флот переправляли на Кавказ. А потом был «Красный аджарец», всю войну прослужил на флоте. В черноморские порты доставлял эвакуированное население, оборудование, боеприпасы. Не раз ходил на Малую Землю. Сколько раз суда попадали под вражеские обстрелы! Каждый рейс мог быть последним.

Несмотря на возраст, память у Николая Владимировича отличная, о каждом боевом эпизоде может рассказать интересные подробности. Но в гости ветеран войны пригласил, чтобы поведать о подъеме затонувших субмарин в послевоенное время. Мало кто из одесситов знает об этом, тем более, молодых.

Так уж случилось, что и после войны вся трудовая деятельность Н. В. Банова была связана с морем. После окончания мореходного училища плавал на небольших судах. В 1947 году его назначили старпомом плавбазы «Севан». Это судно немецкой постройки досталось нам по репарации. В годы войны оно использовалось немцами для доставки подводных лодок с Балтики на Черное море. А в мирное время «Севан» использовали для разминирования минных полей в Черном море. Весь его северо-западный район был нашпигован вражескими минами, что представляло огромную опасность для судоходства. В начале 50-х годов прошлого столетия занялись и подъемом затонувших кораблей.

На Аллее Славы, в парке им. Шевченко, установлены две мемориальные плиты погибшим у Одессы в 1942 году подводникам. На одной выгравированы имена и фамилии 20 подводников и командира малой подлодки «М-33» капитан-лейтенанта Дмитрия Ивановича Сурова. На другой — также экипаж из 20 подводников и фамилия командира «М-60» капитан-лейтенанта Бориса Васильевича Кудрявцева. «М-33» войну встретила в Севастополе, в осажденный город доставляла боеприпасы, продовольствие, бензин. 25 августа 1942 года, выполняя боевое задание, достигла Одессы, но у мыса Большой Фонтан столкнулась с миной. Все 20 подводников погибли в затопленных отсеках.

«М-60» совершила восемь боевых походов, а в последнем, девятом, в сентябре 1942 года, подорвалась на вражеской мине у берегов Одессы. Фашисты установили здесь минное заграждение из нескольких сотен якорных контактных противолодочных мин. Пройти через него даже малым подводным лодкам было практически невозможно. Поэтому после гибели «М-60» командование Черноморского флота подлодки к Одессе больше не посылало. Со дна морского поднимать «М-33» и «М-60» довелось «Севану».

— Это была уникальная операция, требующая длительной и серьезной подготовки, довольно трудная и опасная, ведь в субмаринах находились боеприпасы, — вспоминает Николай Владимирович. — Для ее осуществления был создан 429-й отдельный дивизион аварийно-спасательной службы Черноморского флота воинской части № 87118 под руководством инженера-капитана 1-го ранга Александра Васильевича Мадеева. Такие же отряды по подъему затонувших судов работали в Николаеве, Севастополе, Керчи, Новороссийске и других городах. Необходимо было расчищать морское дно для нормального судоходства.

Под руководством А. В. Мадеева работало больше ста человек: военнослужащие и вольнонаемные. И те, и другие приняли присягу о неразглашении сведений об операции. Даже наш «Севан» был накрыт маскировочным тентом.

На затонувшие субмарины первыми спускались водолазы. Им нужно было промыть каналы, провести в них металлические стропы толщиной в руку. Все работы проводились с большой осторожностью, ведь в подлодках-малютках находились торпеды. Такие же меры преосторожности соблюдались и при их подъеме, который проводился в два приема. Сначала лодку поднимали с глубины 27 метров до 8 метров, а затем уже доводили до надводного положения. Подъемных кранов не было, поднимали лодки вручную: восемь матросов с одной стороны работали на лебедке, столько же на другой. Операции по подъему «М-33» и «М-60» заняли в общей сложности две недели. Прошли они успешно, в первую очередь, благодаря высокому профессионализму А. В. Мадеева.

Вместе с моряками и военнослужащими находились на «Севане» и сотрудники КГБ, рассказывает Николай Владимирович. Они выполняли свою задачу: в поднятых со дна морского субмаринах разыскивали документы, собирали останки подводников. Благодаря им удалось установить имена всех погибших подводников и обстоятельства их гибели. Так, из найденных документов на «М-60» стало известно, что подлодка 22 сентября была в районе Тендры. После подрыва она шла на перископной глубине погружения. Первый отсек залило водой за несколько секунд, мгновенно затопило и второй отсек, экипаж перешел в центральный пост. Вода попала в аккумуляторную батарею, после чего начал выделяться хлор, которым все отравились.

Такой же страшной и мучительной была смерть и 20 подводников «М-33» с командиром, которые умерли от недостатка кислорода и отравления углекислотой. На подлодке нашли партбилет и записку одного из членов экипажа — Хомутенко. В ней он пишет: «Кроме пятого и шестого, все затоплено, все погибли. Погас свет. Кормовой люк не открывается. Выходя, задохнулись шестеро. Остался я один. Под водой мы уже более суток. Душно. Очень хочется жить. Прощайте!».

Останки погибших подводников вначале были захоронены на Слободском кладбище, а затем с воинскими почестями их перезахоронили на Аллее Славы. Именно на этом святом месте должны покоиться настоящие герои войны, считает Н. В. Банов. Чтобы помнили потомки о тех, кто завоевал победу ценой своей жизни. Сам он очень гордится, что в свое время был причастен к операции по подъему субмарин.

Татьяна Жакова"


Хочу сразу привести справку:

«М-60»
подводная лодка XII серии

Заложена 25 октября 1937 года под стапельным номером 252 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком. 28 августа 1939 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре она была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, где 19 июня 1940 года вошла в состав Черноморского флота.
Начало Великой Отечественной войны «М-60» встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Кудрявцева Бориса Васильевича (принял командование субмариной в марте 1940) в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в гарантийном ремонте в Севастополе.
После того как 18 августа 1941 года «М-60» вступила в строй, она в сентябре 1941 – январе 1942 года несет боевое патрулирование в районах Сулины (позиция № 17), у мыса Олинька (позиция № 19) и на подходах к Одессе (позиция № 25). Кораблей противника встречено не было. В мае 1942 года «М-60» дважды выходила к Феодосии с задачей ведения разведки.
В конце июня 1942 года «М-60» пытались привлечь к снабжению Севастополя. В Новороссийске на субмарину загружены мины, противотанковые патроны и мясные консервы общим весом 7 тонн. Днем 22 июня в Новороссийске, когда подводная лодка с танкера «Передовик» принимала бензин в цистерну № 4 для доставки топлива защитникам крепости, на субмарине произошел взрыв его паров от искры рубильника. Из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Из центрального поста выскочили сильно обгоревшие люди, которые по приказу командира сразу бросились в воду. В этот момент старший техник-лейтенант А.П. Кокин вместе со старшиной группы электриков Глебовым, кинулись во второй отсек, где горели два ящика с минами, и выбросили их за борт. В результате аварии во II и IV отсеках взрывной волной продавило палубный настил, обгорела деревянная обшивка и получил повреждения ряд приборов и механизмов. Только благодаря самоотверженным и правильным действиям личного состава, пожар, возникший среди ящиков с минометными минами, был своевременно потушен. Из экипажа подводной лодки 6 человек получили ожоги различной степени тяжести.
После короткого аварийного ремонта в Очемчири «М-60» дважды выходила к Феодосии, но опять кораблей противника встречено не было.
В последний боевой поход «М-60» вышла вечером 16 сентября. В дальнейшем на связь она не выходила и на базу не вернулась. Как потом выяснилось, подводная лодка погибла 23-26 сентября 1942 года в точке 46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д. на мине заграждения «S-33», выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года (260 германских контактных мин «UMB»).
Весной 1948 года в ходе послевоенного траления минных заграждений корпус подводной лодки был обнаружен в 7 милях к югу от мыса Большой Фонтан и в октябре 1950 года обследован на дне. «М-60» лежала на глубине 27 метров и имела повреждения в районе I отсека. Так как подводная лодка представляла опасность для судоходства, было решено поднять ее. В июле 1951 года «М-60» была поднята на поверхность. При осмотре субмарины были обнаружены навигационный журнал, кальки маневрирования за период 20-22 сентября и кальки перехода на позицию, выданные командиру субмарины в штабе подводных лодок. Последние записи в навигационном журнале были уничтожены водой и илом, но по косвенным данным удалось восстановить картину развития событий.
«М-60» заняла указанный район с опозданием на трое суток – только после 22 сентября. Подрыв на мине произошел днем, в 14.25, когда субмарина шла на перископной глубине. Все произошло достаточно быстро. Экипаж обедал. В результате взрыва мины в I отсеке над торпедным аппаратом образовалась пробоина, и за несколько секунд он был затоплен водой. Загерметизировать II отсек не удалось – внизу взрывом люк сорвало с петли и деформировало. Кроме того, между петлями люка попал комбинезон, очевидно висевший в первом отсеке. Вода стремительно прибывала, и личный состав был вынужден спешно перебраться в центральный пост. Вероятно, предпоследний из покидавших отсек, споткнулся о комингс люка, а следующий за ним захлопнул за собой крышку, так, что она закрылась на защелку, прищемив ногу товарища. В этой обстановке прекратить поступление воды в центральный пост не представлялось возможным. Часть людей сумели перескочить в IV отсек, остальные восемь человек во главе с командиром с пузырем воздуха выбросились на поверхность через рубочный люк. Так как до берега было 13 километров, до него никто не доплыл. Лодка упала на грунт, в IV и VI отсеках оставались люди. (Личный состав из V отсека перешел в IV). В IV отсеке люди отравились хлором, выделяемым аккумуляторной батареей. Они не успели даже израсходовать весь запас кислорода в приборах ИСА-М. В VI отсеке находилось три человека. Для выхода из затонувшей подводной лодки ими был частично затоплен отсек, опущен тубус, отдраена крышка входного люка (которая была только на защелке), открыт краник уравнивания давления, приготовлен буй и приборы ИСА-М, но открыть крышку входного люка даже при помощи лома они так и не смогли (одна из задраек задраивающего устройства была отломана).

На «М-60» погиб 22 человека.

1. Кудрявцев Борис Васильевич, 1913 г.р., капитан-лейтенант, командир подводной лодки.Орден Красного Знамени.
2. Ярцев Александр Григорьевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3. Самойлов Иван Михайлович, 1919 г.р., лейтенант, командир БЧ-1. Орден Красной звезды
4. Кокин Александр Павлович, 1911 г.р., старший техник лейтенант, командир БЧ-5.
5. Суворов Александр Григорьевич, 1910 г.р., мичман, боцман.
6. Гульпа Семен Яковлевич, 1917 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.
7. Павлов Иван Степанович, 1918 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
8. Волков Николай Дмитриевич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
9. Захаров Юрий Андреевич, 1917 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.
10. Пикалов Сергей Александрович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
11. Офицеров Константин Васильевич, 1922 г.р., краснофлотец, старший торпедист.
12. Пресс Самуил Иосифович, 1917 г.р., старший краснофлотец, командир отделения радистов.
13. Винер Яков Самойлович, 1913 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения акустиков.
14. Гусев Григорий Максимович, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.
15. Подгорный Иван Павлович, 1921 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
16. Неманихин Леонид Трофимович, 1922 г.р., краснофлотец, моторист. Медаль «За боевые заслуги»
17. Глебов Николай Прохорович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы электриков.
18. Романский Александр Николаевич, 1919 г.р., старший краснофлотец, старший элетрик. Медаль «За отвагу»
19. Власенко Алексей Андреевич, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
20. Демиков Алексей Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
21. Клочков Андрей Никитович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
22. Гавриш Анатолий Михайлович, 1922 г.р., курсант дизельного факультета ВВМИУ им. Дзержинского, практикант.
Останки тех, кого удалось найти в отеках затонувшей субмарины, были похоронены в Одессе.

8 боевых походов.
14.09.1941 – 21.09.1941
02.10.1941 – 09.10.1941
27.10.1941 – 03.11.1941
30.12.1941 – 05.01.1942
07.05.1941 – 15.05.1941
15.07.1942 – 28.07.1942
10.08.1942 – 23.08.1942
16.09.1942 – +

«М-33»
подводная лодка XII серии

Заложена 31 августа 1938 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком под строительным номером 260. 23 июня 1940 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре она была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, где вступила в строй и 19 января 1941 года вошла в состав Черноморского флота.
Начало Великой Отечественной войны «М-33» встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Сурова Дмитрия Ивановича (принял командование подводной лодкой в июне 1940) в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ в Севастополе. Уже вечером 22 июня подводная лодка вышла в дозор на позицию № 1 юго-западнее мыса Тарханкут, где встреч с кораблями противника не имела. Второе дозорное патрулирование «М-33» в районе северо-восточнее острова Фидониси (позиция № 6) прошло также без встречи с противником. В течение похода на подводной лодке дважды выходила из строя муфта «Бамаг», но субмарина продолжала оставаться в назначенном районе.
Вечером 2 августа «М-33» вышла в море с задачей проникновения на внешний рейд Констанцы (позиция № 11). 5 августа, благополучно форсировав минное поле, подводная лодка оказалась на внешнем рейде порта. За трое суток патрулирования в этом районе «М-33» лишь однажды наблюдала сторожевик противника, атаковать который из-за малых глубин не смогла. В дальнейшем с середины августа по конец октября 1941 года подводная лодка четырежды выходила на эту позицию. Днем 20 августа она одной торпедой атаковала выходящую в море румынскую субмарину «Дельфинул». В момент выстрела «М-33» не удержала глубину и показала над водой рубку. Торпеда прошла под носом румынской субмарины. Впрочем, противник так же не остался в долгу – румыны обстреляли показавшуюся над водой рубку советской подлодки, не нанеся ей каких-либо повреждений.
6 декабря «М-33» была направлена для оказания помощи подводной лодке «М-62», которая в условиях сильного шторма была выброшена на камни у устья реки Гагида, а 16 декабря направлена в район Одессы (позиция № 25). В январе 1942 года подводную лодку привлекают к мероприятиям в рамках проведения Керченско-Феодосийской десантной операции. В ночь на 8 января «М-33» в районе Евпатории высадила разведгруппу из 12 человек, но обратно на борт субмарины разведчики не вернулись. Группа к месту встречи с кораблем не прибыла.
После гарантийного ремонта в Очамчири, проведенного в феврале – мае 1942 года, подводная лодка привлекается к снабжению осажденного Севастополя. За два рейса «М-33» доставила защитникам города 5.900 кг продовольствия и 7 тонн боеприпасов.
14 июня, загрузив продовольствие – консервированный гороховый суп в банках, обнаружилось, что хотя в весовом отношении количество груза и соответствовало предварительным расчетам, его объем занимал значительно больше места, чем предполагалось. Ящики с консервами укладывались где только можно. Кроме продовольствия подводная лодка приняла боеприпасы для защитников Севастополя. В целом, субмарина настолько оказалась забита грузом, что ко многим ответственным механизмам не имелось доступа.
В третий транспортный рейс «М-33» вышла днем 22 июня. Она должна была доставить в Севастополь 5,9 тонн боеприпасов, 1 тонну продовольствия и четырех человек. Кроме того, в IV балластную цистерну подводной лодки было закачано 6 тонн бензина, пары которого еще в ходе его приемки через внутреннюю вентиляцию поступали в отсеки, создавая угрозу взрыва. Через несколько часов после того как «М-33» направилась к берегам Крыма, субмарина получила приказ вернуться в Новороссийск. Вечером 23 июня, после перекачки горючего обратно на танкер, перед погружением для дифферентовки во время остановки судовой вентиляции на субмарине произошел взрыв паров бензина. Воспламенение произошло в центральном посту и быстро распространилось по всем отсекам корабля. Люди, особенно в центральном посту, получили сильные ожоги, но они продолжали выполнять свои обязанности, и субмарина ни на минуту не теряла управление. Из центрального поста люди вышли с горящей на них одеждой и ожогами участков тела, так как многие из них работали раздетыми до пояса. Командир приказал им прыгать в воду, а своему помощнику лейтенанту Рузову спуститься вниз и осмотреть, задраены ли переборки. Командир БЧ-5 инженер-лейтенант Сапегин, получивший в момент взрыва сильные ожоги, обошел все отсеки, и только после доклада командиру, что пожара в отсеках нет, потерял сознание. В результате аварии на подводной лодке в аккумуляторных отсеках просел настил, произошло возгорание элементов, многие приборы и механизмы получили повреждения, семь членов экипажа «М-33» получили ожоги первой и второй степени. Наиболее сильно пострадали командир БЧ-5 Сапегин Г.П. и командир отделения трюмных Костылев М.Т., последний впоследствии скончался. «М-33» ушла в Очемчири, где встала на аварийный ремонт.
После вступления в строй подводная лодка в конце июля – начале августа патрулировала район Евпатории, но противника не встретила.
Изображение
Подъемные работы на «М-33», лето 1951 г.

На исходе суток 20 августа «М-33» вышла в свой последний боевой поход к Одессе (позиция № 31). Вечером 21 августа, следуя в район действий, подводная лодка по ошибке безрезультатно была атакована советским самолетом. Летчики были последними, кто видел «М-33». Находясь на позиции 22 – 25 августа подводная лодка подорвалась на двух минах минного заграждения «S-33», выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года (260 германских контактных мин «UMB»), и погибла. В июле 1951 года при проведении подготовительных работ по подъему подводной лодки «М-60», погибшей в 7 милях к югу от мыса Большой Фонтан, в 150 метрах от нее (в точке 46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д.) была обнаружена еще одна погибшая субмарина. Так как подготовительные работы по подъему первой подводной лодки были завершены, решено было поднять и вторую. Ею оказалась «М-33». Субмарина лежала на глубине 27 метров и имела повреждения в районах I, III и IV отсеков. В ходе осмотра подводной лодки никаких документов, способных пролить свет на причины гибели «М-33», найдено не было, но по ряду косвенных признаков картина гибели корабля была восстановлена. Так как на субмарине нашли большое количество неизрасходованных продуктов, был сделан вывод, что подводная лодка погибла в первой половине срока нахождения на позиции. Взрыв мины произошел в 20.26. в районе I отсека в 5-6 метрах от прочного корпуса, когда «М-33» в подводном положении (глубина 9 метров) совершала переход из района патрулирования в район зарядки батарей. Сразу после взрыва на подводной лодке была предпринята попытка всплыть в надводное положение на полном ходу путем продувания цистерн главного балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие, но носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли герметичность. Подводная лодка несколько продвинулась вперед и упала на грунт, оказавшись на второй линии мин. I отсек субмарины был затоплен достаточно быстро, поэтому борьбы за живучесть там не велось, и личный состав перешел во II отсек. Ситуация осложнялась тем, что аккумуляторная батарея имела низкую плотность, а во II отсеке, возможно, вообще была повреждена. Не хватало воздуха высокого давления. Экипаж субмарины готовился к повторному всплытию. Шесть человек находились в VI отсеке у кормового входного люка, один встал к станции аварийного продувания главного балласта, радист находился в радиорубке, остальные, вероятно, в боевой рубке и III отсеке. Верхний рубочный люк был отдраен, но за счет забортного давления сохранял герметичность. Около 00.47. механик продул балласт, и «М-33» с дифферентом на нос начала всплывать. В этот момент в районе переборки между III и IV отсеками взорвалась еще одна мина. В результате, оба отсека и боевая рубка оказались моментально заполнены водой, и все, кто там находились, погибли. «М-33» снова упала на грунт. Оставшиеся в живых в VI отсеке предприняли попытку выйти из затонувшей подводной лодки – был опущен тубус, приготовлен буй, у всех имелись приборы ИСА-М. Но открыть входной люк люди так и не смогли и умерли от недостатка кислорода.
На борту «М-33» в ее последнем походе погибли 21 член экипажа субмарины.

1. Суров Дмитрий Иванович, 1912 г.р., капитан-лейтенант, командир ПЛ «М-33». Орден Красного знамени
2. Розов Игорь Николаевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3. Мышляев Михаил Сергеевич, 1914 г.р., лейтенант, командир БЧ-1.
4. Куприн Александр Николаевич, 1912 г.р., воентехник 2 ранга, командир БЧ-5. Орден Красной звезды
5. Приходько Яков Гаврилович, 1913 г.р., главный старшина, боцман.
6. Гречуха Николай Иосифович, 1917 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения рулевых.
7. Антипов Александр Андреевич, 1921 г.р., краснофлотец, старший рулевой.
8. Поротиков Петр Григорьевич, 1922 г.р., краснофлотец, рулевой.
9. Березин Александр Иванович, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.Медаль «За отвагу»
10. Чуркин Михаил Егорович, 1913 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов. Медаль «За боевые заслуги»
11. Крамик Владимир Сергеевич, 1918 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
12. Дворецкий Тихон Александрович, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения радистов.
13. Калашников Александр Терентьевич, 1914 г.р., краснофлотец, командир отделения акустиков.
14. Бувалко Иосиф Тихонович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.
15. Зацаренный Иван Иванович, 1917 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
16. Кравченко Леонид Акимович, 1911 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
17. Хомутенко Василий Григорьевич, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы электриков.
18. Сидорычев Никифор Ефимович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
19. Козаченко Денис Сидорович, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
20. Крупа Николай Семенович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
21.Филоненко Евгений Иванович, 1922 г.р., курсант 3 курса дизельного факультета ВВМУ им. Дзержинского, практикант.

В 1951 году останки 16 найденных в ходе подъемных работ моряков похоронены в Одессе.

14 боевых походов
23.06.1941 – 28.06.1941
08.07.1941 – 14.07.1941
02.08.1941 – 10.08.1941
17.08.1941 – 24.08.1941
10.09.1941 – 17.09.1941
04.10.1941 – 11.10.1941
21.10.1941 – 27.10.1941
16.12.1941 – 22.12.1941
07.01.1942 – 11.01.1942
14.06.1942 – 17.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
18.06.1942 – 20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
22.06.1942 – 23.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
21.07.1942 – 28.07.1942
20.08.1942 – +

1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.
(веб-проект http://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 12 дек 2013, 22:59

11 Декабря 2013
РОДНЫЕ ПОДВОДНИКОВ - С ПРОСЬБОЙ К А. МОГИЛЁВУ
«БУДЕТ ЛИ КОЛОКОЛ «Щ-216» В ФЕОДОСИИ?», 20.11.2013 Г.
Мы уже рассказывали о бывшем подводнике из Донецка, готовом вместе с донецкими меценатами бескорыстно изготовить и передать в дар Крыму 100-килограммовый корабельный колокол-рынду с именами 47 подводников - экипажа подлодки Краснознамённого Черноморского флота «Щ-216», погибших 17 февраля 1944 года. Подлодку, 69 лет числившуюся пропавшей без вести, обнаружили у мыса Тарханкут. Лишь одна просьба у меценатов к руководителям автономии: чтобы позволили установить его именно в Феодосии.
С этой просьбой в «Крымскую правду» обратились и родные 10 погибших подводников, которых удалось найти нашей газете. Они прислали в «Крымскую правду» открытое письмо на имя председателя Совета министров АРК Анатолия Могилёва. «Мы, родные членов экипажа подлодки «Щ-216», искренне благодарны вам и всем крымчанам за то, что спустя 69 лет неизвестности мы смогли узнать о месте гибели наших близких. Надеемся, что весной будущего года руководители автономии позволят нам выйти в море к месту, где покоится «Щ-216», опустить цветы. Искренне просим вас, Анатолий Владимирович, поддержать инициативу меценатов из Донецка, готовых изготовить, установить и передать в дар будущему мемориалу морякам-черноморцам в Феодосии корабельный колокол-рынду. Просим вас разрешить установить колокол Памяти именно в Феодосии (!), рядом с рубкой и орудиями, которые помнят наших близких, подводников «Щ-216». Уверены, что он прекрасно впишется в любой проект мемориала как часть флота и станет ещё одним символом воспитания патриотизма».
- Не остуди своё сердце, чиновник, - просит и подводник из Донецка. - Ведь это мы, ныне живущие, должны просить у родственников «Щ-216» разрешения передать в дар будущему мемориалу в Феодосии этот колокол. Такой, как был и на лодке у погибших ребят. В память о них.
«Крымская правда» передала Анатолию Могилёву письмо родных экипажа «Щ-216». Наша газета вместе с родными погибших надеется, что премьер-министр автономии, инициировавший установку мемориала в Феодосии, примет правильное решение.
И колокол с именами подводников всё-таки увидят родные погибших, которых, конечно же, должны пригласить в Феодосию. Они очень ждут этой возможности.

Наталья ПУПКОВА
(http://www.pravda.crimea.ua/newspapers/2013/12/11/rodnye-podvodnikov---s-prosbojj-k-a-mogiljovu)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 20 дек 2013, 19:44

20 Декабря 2013
ПАМЯТИ «Щ-216»
АНАТОЛИЙ МОГИЛЁВ: «КОЛОКОЛ БУДЕТ В ФЕОДОСИИ!»
Изображение
Памяти «Щ-216» В Феодосии рядом с орудием «Щ-216» скоро появится колокол памяти экипажа.
Мы уже рассказывали, что в Феодосии появится мемориал морякам Краснознамённого Черноморского флота, погибшим в годы Великой Отечественной. Инициатором его создания выступил премьер-министр АРК Анатолий Могилёв, после того как в июле обнаружили подлодку «Щ-216», 69 лет назад не вернувшуюся с боевого задания. Отдельно по распоряжению премьера увековечат память 47 членов экипажа погибшей подлодки - на корабельном колоколе появятся их имена, как и просили родные подводников.

Напомним, через «Крымскую правду» к Анатолию Могилёву обратились найденные нашей газетой родные членов экипажа «Щ-216» - жители России, Украины, Германии, Израиля. Они просили поддержать инициативу донецких меценатов, готовых передать в дар мемориалу корабельный колокол-рынду с именами парней, старшему из которых навсегда 40 лет, младшим - 19.
- Безусловно, мы поддерживаем инициативу, - сказал в комментарии «Крымской правде» Анатолий Могилёв. - Мы обязаны помнить каждого героя и тех 47 ребят «Щ-216», не вернувшихся с боевого задания 17 февраля 1944-го. Рында в память о них будет в Феодосии, в мемориальном комплексе, первую часть которого планируем открыть весной 2014-го, к 70-летию освобождения Крыма от фашистов. Я благодарен «Крымской правде» за активный поиск родных погибших, за постоянную связь с ними. И хочу заверить родных подводников, планирующих на будущий год приехать в Крым и опустить цветы к месту гибели «Щуки», что Совет министров автономии окажет им максимальное содействие. Это долг нашей совести и чести.
Родные подводников откликнулись мгновенно. С благодарностью.
- Огромное спасибо крымским властям, лично Анатолию Могилёву за понимание и поддержку, - написали в «Крымскую правду» Мария и Галина Симбарские, Татьяна Стадник из Санкт-Петербурга - племянницы краснофлотца Анисима Сигаева. - Это очень важно для нас, нужно для будущих поколений.
- Спасибо за всё, что сделали и делают крымчане, журналисты газеты «Крымская правда», меценаты из Донецка в память о тех, кто защищал нашу общую Родину и отдал свои жизни в той страшной войне, - не сдерживает слёз Татьяна Максикова из Волгограда. На «Щ-216» погиб её двоюродный дедушка краснофлотец Пётр Лесников.
К сожалению, поднять подлодку, как планировали, невозможно: по заключению экспертов, там остался боезапас, представляющий угрозу при работах. 47 членов экипажа останутся вместе в подводной братской могиле. Но память о них на земле будет жить. 100-килограммовую рынду с номером подлодки, именами ребят, датами их рождения и гибели отольют в единственном в стране колокольном цехе предприятия «Донецксталь», руководство и коллектив которого тоже прониклись историей «Щуки». А готовы воплотить недешёвый проект в жизнь депутат Донецкого областного Совета и бывший подводник, служивший на Тихоокеанском флоте Советского Союза.
- Мы рады, что крымская власть всё-таки услышала нас, - говорит бывший подводник. - Это очень доброе дело, память о тех парнях, лежащих на глубине 69 лет. Обо всех, кто в Великую Отечественную отдал жизни за нас. Ведь, позвонив в корабельный колокол, каждый сможет услышать эхо Великой Отечественной, вспомнить своих не вернувшихся с войны, задуматься, кому мы обязаны жизнью.
Дончанин сообщил «Крымской правде», что кроме большого колокола для мемориала в Феодосии планирует отлить ещё один - поменьше, чтобы погрузить его к месту гибели «Щ-216».
- Нигде в мире нет подводного колокола, а у берегов Крыма будет, - говорит он. - Мы погрузим его к подлодке, к ребятам, в день, когда их родные приедут в Крым, выйдут на катере в море. Каждый из них подержит этот колокол в руках. И тепло их рук, частичка сердец, память потомков уйдёт к парням. К нашим героям, защитникам Родины.

Наталья ПУПКОВА, Алексей ЕРМОЛИН.

(http://www.pravda.crimea.ua/newspapers/2013/12/20/pamyati-shh-216)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 21 дек 2013, 17:49

В СИМФЕРОПОЛЕ ПРЕДСТАВИЛИ МАКЕТЫ БУДУЩИХ МЕМОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МОРЯКАМ ЧЕРНОМОРЦАМ, ПОГИБШИМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Изображение
В Симферополе представили макеты будущих мемориальных комплексов морякам черноморцам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Особенность каждого из проектов – использование поднятых со дна Черного моря элементов советской подводной лодки «Щука».
Работы представили на суд жюри в Крымском этнографическом музее. В конкурсе участвовали профессиональные скульпторы, архитекторы , художники и кузнецы. Раиму Минаеву идея, как будет выглядеть мемориал, пришла сразу. Он еще в детстве увлекался историей подлодки типа Щука. Поэтому предложил в городском парке Феодосии установить макет субмарины, используя поднятые со дна моря элементы боевой рубки, орудий и фрагментов корпуса. А саму лодку разместить в бассейне, рядом с мемориальной доской с именами тех, кто погиб на ее борту.
Хитрость конструкции в том, чтобы сам корпус подлодки тоже был функционален: в нем Раим задумал обустроить 2 –х комнатный музей. И планирует воссоздать интерьер кают моряков-подводников и разместить музейные экспонаты. А вот Дмитрий Левин решил один к одному повторить масштаб Щ-216. И выполнить свою работу из железа и нержавеющей стали.
Всего на конкурс представили 7 работ. Их членам жюри и председателю Совета Министров Крыма Анатолию Могилеву демонстрируют сами авторы. Однако выбрать из них победителя оказалось не так-то просто.
На реализацию проекта планируют выделить миллион гривен. Его строительство начнут уже в следующем году. Как будет выглядеть мемориал - станет известно через неделю.


Подробности и видео здесь:
http://tv.crimea.ua/index.php/novosti/2636-v-simferopole-predstavili-makety-budushchikh-memorialnykh-kompleksov-moryakam-chernomortsam-pogibshim-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 10 янв 2014, 19:44

Еще одно подтверждение существующих в неспокойных головах планов на продолжение дальнейшего деребана подлодки "Щ-216" нашел в публикации Сергея Гуленко в "Комсомольская правда в Украине ":

"Ко Дню Победы в Феодосии планируют открыть мемориал героям-подводникам.
Сергей ГУЛЕНКО — 13.11.2013

В лаборатории Черноморского центра подводных исследований корпят над реставрацией двух зениток и кормовой части командной рубки субмарины. Эти части были подняты со дна около месяца назад, сама же "Щ-216" покоится на глубине 52 метров у мыса Тарханкут.
Артефакты уже разобрали на компоненты. А теперь замочат в специальном растворе, чтобы вывести въевшуюся в металл морскую соль.
- Зенитки хорошо сохранились, мы планируем отреставрировать их уже к марту, - заверил "КП" руководитель центра Сергей Воронов. - Мемориал воинам-черноморцам планируется установить в одном из парков Феодосии (тут лодка какое-то время базировалась. - Авт.) ко Дню Победы. Главным его элементом станут отреставрированные рубка и пушки "Щуки". На открытие хотим собрать родственников 47 моряков, погибших на субмарине.
Правда, ученые переживают: чтобы создать полноценный мемориал, скорее всего, придется поднять со дна и носовую часть командной рубки. А погружаться к "Щ-216" в этом году больше не планируют - погода не позволяет.
- Если не успеем, придется встречу родственников моряков перенести на следующую осень, - продолжает Сергей Александрович. - Возможно также, что памятник появится не только в Феодосии, но и на Тарханкуте. У общественных организаций есть хорошая идея установить на мысе колокол с именами членов команды "Щуки".

Напомним, субмарина затонула в феврале 1944 года после атаки двух немецких кораблей-охотников. Предполагается, что отдельные отсеки до сих пор не затоплены и в них могут находиться останки экипажа. В случае если лодку не удастся поднять полностью, над взорванным отсеком возведут саркофаг, а на поверхности установят специальный буй
.
(http://kp.ua/daily/131113/423421/)

Смущает сам подход к оценке главных элементов планируемого феодосийского мемориала и то, с какой свободной бесцеремонностью идет рассуждение о судьбе найденного раритета: "...чтобы создать полноценный мемориал, скорее всего, придется поднять со дна и носовую часть командной рубки…".
Самоуправство с орудиями сошло с рук, можно продолжать дальше. С молчаливого согласия рескома по охране культурного наследия вскоре на морском дне останется то, что и в известной с детства сказке про козлика.

Пока на дилетантском уровне решается судьба морской братской могилы хочу привести репортаж, как в аналогичной ситуации поступают государственные люди, увековечивая память погибших воинов.

Может быть стоит поставить в известность о существующих международных правилах, нормах, морских традициях найденных родственников погибших подводников, они пока что находятся в состоянии эйфории от радостной вести, понимание события придет значительно позже и могут возникнуть серьезные претензии по поводу проводимой работы и замалчивании известных истин...

Вот так аналогичные действия с участием дайверов проводились в Ленинградской военно-морской базе на Балтийском флоте

Изображение
Памятная табличка с именами членов экипажа ПЛ П-1 "Правда", закрепленная на лодке.
Изображение
Владыка Евгений освящает памятную табличку во время панихиды по экипажу подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение
Константин Богданов - руководитель клуба дайверов, погружавшихся на подводную лодку, выступает на митинге в память погибшего экипажа П-1 "Правда".
Изображение
Капитан 1-го ранга Дмитрий Алексеевич Алексеев, старший на борту гидрографического судна "Сибиряков" во время памятного похода к месту гибели подводной лодки П-1 "Правда", передает табличку в руки дайверов перед погружением.
Изображение
Таранов Андрей Леонидович, заместитель начальника Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, с памятной табличкой.
Изображение
Учетная карточка воинского захоронения экипажа подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение
Венок от Ленинградской военно-морской базы, опущенный в воду на месте гибели подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение
Спуск венка на воду в точке гибели подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение
Приспущенный флаг вспомогательного флота РФ во время отдания воинских почестей погибшему экипажу подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение
Салютный взвод во время возложения венков в месте гибели подводной лодки П-1 "Правда".
Изображение

А так выглядит настоящий музей ПЛ "С-189" на берегах Невы
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 11 янв 2014, 00:28

Вот еще одно, аналогичное сообщение:

"Место гибели советской подводной лодки С-9 объявят воинским захоронением
Место, где несколькими днями ранее была обнаружена затонувшая в 1943 году подводная лодка С-9, будет объявлено воинским захоронением и нанесено на все морские карты
Гидрографическое судно Балтийского флота "Сибиряков" вышло из Кронштадта к месту гибели в 1943 году подводной лодки С-9, корпус которой был обнаружен на глубине 56 метров в районе острова Большой Тютерс в Финском заливе.
"Ветераны войны и военные моряки Ленинградской военно-морской базы отдадут воинские почести погибшим подводникам. Также в месте гибели подводной лодки С-9 пройдет траурная панихида по погибшим морякам", - сообщил руководитель пресс-службы Западного военного округа Андрей Бобрун.
На корпусе погибшей лодки установят мемориальную доску со списком всех членов экипажа. "Корпус лодки сильно поврежден в районе кормовых отсеков, но рубочные люки закрыты. Это означает, что после подрыва на мине экипаж не смог покинуть гибнущую лодку, и останки подводников находятся внутри корабля", - отметил представитель округа.
С-9 будет объявлена воинским захоронением, а место ее гибели будет нанесено на все морские карты. В этой точке будет запрещено проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим подводникам.
Место гибели подводной лодки С-9, без вести пропавшей в 1943 году, обнаружила 4 мая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы".


По материалам ИТАР-ТАСС.
(http://rus.ruvr.ru/2013_05_06/Mesto-gibeli-sovetskoj-podvodnoj-lodki-S-9-objavjat-voinskim-zahoroneniem/)

Скорее всего С Воронову недосуг заниматься подобным!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 11 янв 2014, 01:22

Не надо далеко ходить, вот еще одно сообщение:

Долгая история подводной лодки С-2
Шведскими дайверами в районе Аландских островов (архипелаг в Балтийском море, Финляндия) была найдена подводная лодка С-2 затонувшая во второй Мировой войне в 1040 году. Ее нашли в 2010 году, а 1 ноября 2010 года была установлена памятная плита.
Но вспомним по порядку:

Группа шведских дайверов обнаружила в территориальных водах страны советскую подводную лодку С-2 , затонувшую 3 января 1940 г во время войны с Финляндией. Они же два года назад нашли недалеко от Аландских островов еще одну субмарину Щ-305 .
Шведские поисковики искали С-2 в течение 10 лет. Надежда практически иссякла, когда вдруг сонар обнаружил подлодку. Предположительно, лодка погибла, подорвавшись на морской мине. Подлодка считается воинской морской могилой, точное ее местоположение будет сообщено соответствующим шведским инстанциям, которые примут окончательное решение о публикации координат или сохранении их в секрете.

История подлодки:

Заложена 31 декабря 1934 года на заводе 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под заводским номером 267 и литерным обозначением Н-2 . 21 декабря 1935 года подводная лодка спущена на воду и 11 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 года субмарина получила обозначение С-2 . К началу Советско-финляндской войны корабль входил в состав 13-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ.
28 ноября 1939 года С-2 под командованием капитана 3 ранга Мороза Ивана Алексеевича вышла на позицию 16 у северной оконечности острова Готланд для наблюдения за шведским флотом и возможного противодействия кораблям Антанты . Как и ожидалось, ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось, и уже 6 декабря подводная лодка вернулась в Либаву, где встала на ремонт, который затянулся до 24 декабря.
1 января 1940 года С-2 ушла в свой последний поход. К этому времени лодкой командовал капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович (вступил в должность 17 декабря). На борту субмарины были так же командир 13-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич и флагманский штурман 1-й бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Колесников Василий Кириллович.
Вечером 2 января 1940 года С-2 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. 3 января 1940 года в 04.20. была получена последняя квитанция с С-2 . Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа до последнего времени достоверно ничего не было известно.
Вероятно, подводная лодка погибла 3 января 1940 года на минах, выставленных в 9-14 декабря 1939 года финским минным заградителем Лоухи в проливе Южный Кваркен у острова Маркет. Есть данные, что летом 1999 года остов субмарины обнаружен в этом районе шведскими поисковиками. По второй версии С-2 стала жертвой льдов или мины, когда уже возвращалась в базу. 14 января плавбаза Смольный , а 21 января лидер Минск якобы принимали сигналы с С-2 , но связь наладить так и не смогли.




На ограждении выдвижных устройств (перископов) подводной лодки С-2, найденной шведскими дайверами в районе Аландских островов, 1 ноября 2010 года была установлена памятная плита. Неожиданно во время их работы в воде к базовому судну на полном ходу подлетел корабль береговой охраны Финляндии и потребовал прекратить работы. К счастью, дело было уже сделано и обошлось без происшествий.
Подводная лодка С-2 будет объявлена воинским захоронением 16.03.2012
Советская подводная лодка С-2, затонувшая во время Советско-финской войны в январе 1940 года предположительно от подрыва на мине, будет объявлена воинским захоронением.
Финская сторона готова включить останки ПЛ С-2, находящиеся на дне Балтийского моря в территориальных водах Финляндии, в официальный список советских воинских захоронений. Об этом корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала стало известно от капитана 2-го ранга запаса Александра Гавриловича Тутышкина, сына командира 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Балтфлота, который был старшим на борту в последнем походе С-2.
Процедура придания статуса воинского захоронения погибшей лодке предусмотрена подписанным в 1992 году Российско-финляндским межправительственным соглашением о сотрудничестве и увековечении памяти советских военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во время Второй мировой войны.
Перед включением ПЛ С-2 в список воинских захоронений финская сторона проведет обезвреживание находящихся на борту лодки боеприпасов (торпед и артиллерийских снарядов). Оборонительные силы Финляндии планируют выполнить работы в начале лета 2012 года.
А.Г. Тутышкин, статья которого по истории гибели лодки С-2 публиковалась на страницах ЦВМП, в сентябре 2011 года обратился с письмом к Президенту РФ Дмитрию Медведеву о решении судьбы останков лодки и погибших подводников, где просил перенести фрагменты лодки и останки моряков на Родину.
МИД России обратился к финской стороне с просьбой о придании найденной в 2009 году С-2 статуса воинского захоронения и в октябре 2011 года получил ответ с выражением готовности включить останки ПЛ в официальный список воинских захоронений.
По причине образцового выполнения Финляндией межправительственного соглашения МИД России полагает нецелесообразным ставить перед Финляндской республикой вопрос о переносе останков лодки и моряков в Россию.
Министерство обороны России в письме А.Г. Тутышкину также не подтверждает готовность рассматривать вопрос о подъеме останков лодки и людей и переносе их на территорию РФ.
В связи с информацией о планируемых работах по уничтожению неразорвавшихся боеприпасов в районе гибели С-2 А.Г. Тутышкин высказывает опасения о безопасности этой акции для захоронения, так как, по его мнению, при выполнении работ по разминированию будут причинен ущерб останкам лодки и людей. Он будет настаивать на подъеме останков моряков-балтийцев и переносе их на Родину.

(http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=214473)


Вечная память погибшим ребятам!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 17 янв 2014, 01:22

В КРЫМУ ПРЕЗЕНТОВАЛИ ДОРАБОТАННЫЙ ПРОЕКТ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОРЯКАМ-ЧЕРНОМОРЦАМ

Сегодня, 16 января, в Совете министров Крыма презентовали доработанный проект мемориального комплекса морякам-черноморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Об этом «Крымской правде» сообщили в пресс-службе правительства автономии.
Изображение

Проект мемориала разработан по инициативе председателя Совета министров АРК Анатолия Могилева.
- Подводная лодка «Щ-216» стала важнейшей археологической находкой последних лет. Наш долг - увековечить подвиг героев и отдать дань уважения погибшим морякам-подводникам. Убежден, мемориал станет знаковым объектом не только республиканского, но и всеукраинского масштаба, - подчеркнул премьер.
Заместитель главы Совета министров АРК Георгий Псарев сообщил, что доработанный проект разработан при участии ведущих крымских скульпторов и архитекторов.
- На блиц-конкурс поступило семь предложений, было решено создать творческую группу, которая на базе представленных эскизов разработает проект, соответствующий всем требованиям, - сказал он.

Мемориал планируется установить в сквере возле Дома офицеров флота в Феодосии. Элементами памятника станут стела с рындой, орудия и элементы корпуса, поднятые с борта подводной лодки «Щ-216», а также шестиметровая модель субмарины в масштабе 1:10. На памятнике будут написаны имена погибших подводников и известное выражение Героя Советского Союза Магомета Гаджиева: «Подводники или все побеждают, или все погибают». Памятник высотой 9 метров и порядка 7,5 метров в диаметре планируется изготовить из камня и металла. В ночное время мемориал будет подсвечиваться. В перспективе комплекс может быть дополнен другими орудиями и элементами субмарины, в случае их подъема на поверхность.
Доработанный проект мемориала будет вынесен на общественное обсуждение жителей Феодосии. На создание мемориала планируется направить средства республиканского и феодосийского бюджетов, а также спонсорские и благотворительные средства.

(http://www.pravda.crimea.ua/news/2014/01/16/v-krymu-prezentovali-dorabotannyjj-proekt-memorialnogo-kompleksa-moryakam-chernomorcam)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 19 янв 2014, 21:17

Привожу открытое письмо родственников погибших на ПЛ "Щ-216" подводников:

"Председателю Совета министров АРК Анатолию МОГИЛЁВУ от РОДСТВЕННИКОВ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «Щ-216»

Уважаемый Анатолий Владимирович!
Мы, родные членов экипажа подводной лодки Краснознамённого Черноморского флота «Щ-216», вынуждены вновь обратиться к Вам за помощью. Искренне надеемся, что Вы, старшина войск противоздушной обороны, генерал-полковник милиции, человек, прошедший испытания суровой службой, знающий, что такое долг, честь и мужество, поймёте нас и повлияете на ситуацию, сложившуюся вокруг мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны морякам Краснознамённого Черноморского флота СССР, что собираются создать в Феодосии.
Мы, как и все родные воинов, не вернувшихся с той войны, считающихся пропавшими без вести, жили надеждой, что когда-нибудь узнаем: «Где?». Крым, Вы, специалисты Черноморского центра подводных исследований, моряки нынешних ВМСУ и ЧФ РФ подарили нам долгожданную радость. И веру, что память о наших родных, об их товарищах, геройски погибших за три месяца до освобождения Крыма, будет увековечена на полуострове. Мы с благодарностью восприняли Ваши слова о том, что автономия полностью поддерживает идею меценатов из Донецка - депутата Донецкого областного Совета Игоря Лащенко,- готов за свой счёт изготовить, установить и передать в дар корабельный колокол-рынду. Колокол, на котором будут написаны 47 имён (!) парней из экипажа «Щ-216». Наших родных! У них могилы на земле, нет памятника - братской могилой им стали воды Чёрного моря, но этот колокол с именами, с датами рождений и датой гибели, должен был стать им памятником.
Мы все очень надеялись, что 9 мая 2014 года, когда Крым будет отмечать 70-летие освобождения от фашистов, нас пригласят в Феодосию, к этому именному колоколу, орудию, которое помнит тепло рук наших подводников, которое омыто водой, принявшей их. Мы сможем прикоснуться к родным фамилиям, нанесённым на рынду. Рассказать им, как до последнего ждали их возвращения мамы, отцы, жёны, сёстры, братья. Как ждали мы все, и те, уже пожилые племянники, братья, сёстры, кто видел их живыми, и молодые поколения, видевшие лишь старенькие фотографии, знающие о героях подводниках лишь по рассказам. Сможем ударить в колокол, чтобы их души услышали нас…
Мы с нетерпением ждали, известия, каким будет мемориал, где поставят колокол-памяти с именами ребят. Увы, информация, фотографии будущего мемориала повергли нас в шок.
Кому пришла в голову мысль установить колокол на такую высоту? Ведь без помощи многократно увеличивающей оптики фамилии на нём не рассмотришь! Или рядом установят палатку, чтобы продавать бинокли, всем желающим прочесть имена героев, написанные на колоколе? И прикоснуться к нему нельзя! А ведь этой мыслью только и живут племянница Анисима Сигаева – Мария Симбарская, брат Ивана Бурчака – Владимир, сёстры и братья Петра Лесникова - Евдокия, Пелагея, Александр, помнящие лица подводников. Им уже далеко за 80, но они рвутся в Крым, прикоснуться к колоколу, опустить цветы для парней. Этим живём мы все, знающие, как страдали родители ребят, как даже в последний свой час с надеждой смотрели на двери: «А вдруг…». Живём уже полгода, как нашли лодку, как добрые люди из Донецка решили установить именной колокол «Щ-216» в Крыму, как Вы, Анатолий Владимирович, дали на это согласие. И мы очень огорчены, что в итоге никто не услышал нашу просьбу о высоте, на которой должен находиться колокол. Никто (!) не связался с меценатами из Донецка, не узнал, каким будет колокол, не прислушался к их мнению, а ведь эти люди вложили в идею свою душу, вкладывают свои деньги. Ради памяти!
Но особенно нас возмутили слова, выбранные девизом монумента: «Подводники или все побеждают, или все погибают». Кто решил нанести на мемориал именно их. Нашли красивую цитату и не задумались о смысле? Они, говорящие о единстве экипажа, уместны на стенде в училище подплава, но не на монументе погибшим. Уверены, что и сам Магомет Гаджиев был бы против, таких слов на памятнике подлодке «К-23» Северного флота, на которой погиб. Они едины там, на глубине, в братской могиле. А здесь, на земле, получилось, что «благодарные» потомки» их (да и всех погибших подводников флота) и за героев-то не считают. Ведь, если погибли, а не победили, значит и не стремились к победе, слабаки. Но тогда все, кто не вернулся домой с войны, по этой логике, тоже не победители? Что ж вы делаете, крымчане, жители полуострова, обильно омытого кровью защитников и освободителей?! Они – ГЕРОИ, ПОБЕДИТЕЛИ! Они отдали жизни на нас! А подводники – особенно, они сражались, сутками не видя солнца, будучи «закованы» в тесноте отсеков. Это уже героизм, победа над страхом, ради Родины, ради нас.
Почему никто не спросил у родных членов экипажа, какие бы слова они хотели видеть на памятнике? Наше мнение, так же как мнение меценатов из Донецка, не волнует крымских чиновников? Ведь это мемориал ради ПАМЯТИ, а не для «галочки». И, как заверяли ранее, касается он не только наших парней, но и всех погибших моряков. Где изображение флага флота, медали «За оборону Севастополя», которой награждены многие погибшие, слова, что мемориал установлен в память о героях Краснознамённого Черноморского флота, погибших в годы Великой Отечественной в боях за Крымский полуостров, среди которых - и обнаруженная в июле 2013-го подлодка «Щ-216». А девизом к мемориалу возьмите слова: «Родина. Долг. Честь. Экипаж. Память», или «Ждали. Надеялись. Верили» (ведь и они верили, что вернуться, и мы их ждали, надеялись), или просто «Героям, ушедшим в море, в вечность…»
Мы просим вас, Анатолий Владимирович, повлияйте на ситуацию, ведь это в ваших силах. Пусть колокол будет максимально близко к земле, чтобы каждый мог прикоснуться, прочесть фамилии, задуматься, кому обязан жизнью. Пусть на мемориале появится девиз из предложенных нами, но только не слова о «побеждающих и погибающих». Понимаем, что объективно задуманный мемориал не появится к 9 мая 2014-го, дате, которую мы все так ждём, так поступите проще: пусть донецкие меценаты установят (колокол с именами, который будет готов уже в апреле, Крым - орудие с лодки, пояснительную надпись, девиз. Откройте мемориал, а потом, если захотите, позволят финансы, дорабатывайте, ставьте копию подлодки.
Искренне надеемся, Анатолий Владимирович, на Ваше понимание и поддержку.

С уважением, благодарностью и надеждой
Мария, Галина Симбарские, Татьяна Стадник (Санкт-Петербург) - родные краснофлотца Анисима Сигаева; Татьяна, Галина, Илья Максиковы, Евдокия, Пелагея, Александр Лесниковы (Волгоград) – краснофлотец Пётр Лесников; Пётр Лосев, Михаил Чирвин, Галина Чернышёва (Ростов-на-Дону) – краснофлотец Иван Рапотин; Светлана и Михаил Черне (Израиль) – краснофлотец Григорий Черне; Елена Михеева (Тула) – старшина первой статьи Василий Горохов; Надежда, Николай Кондраковы, Ольга Троцай, Ольга, Марина Бордуновы (Донецк) – краснофлотец Фёдор Дроздов; Наталья Петроковская, Татьяна Ковалёва, Александр Грузан (Донецк – Елабуга) - старшина первой статьи Степан Грузан; Владимир, Наталья Бурчак (Днепропетровск) – краснофлотец Иван Бурчак
.
(http://www.odnoklassniki.ru/group/51900318548170/topic/62329337768906)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Поиск родственников экипажа «Щука-216»

Сообщение LNick » 20 янв 2014, 00:52

Газета "Макеевский рабочий":

На безымянной глубине: они ушли в море навсегда…
2013-10-18 11:19:26
<< >>
Есть задания, с которых не возвращаются. В извещениях, которые много лет назад получили родственники членов экипажа «Щуки», было написано: «Погиб в море». Больше ничего о судьбах своих сыновей родители не знали. Но каждый надеялся на чудо: а вдруг вернется?
Советская подводная лодка «Щ-216» пропала без вести в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания. Причиной гибели судна, скорее всего, стали глубинные бомбы – лодка попала на минное поле. Весь экипаж погиб. 47 человек… Самому старшему, командиру экипажа, было 40 лет. Самому младшему – 18 с половиной.
Изображение
Были среди членов экипажа «Щуки» и наши земляки, 27-летний макеевчанин, командир отделения трюмных Степан Грузан и 23-летний Федор Дроздов, электрик.

Субмарина «всплыла» через 70 лет

В июле этого года подлодка Щ-216 была обнаружена водолазами Черноморского центра подводных исследований в Крыму, у мыса Тарханкут. Она затонула на глубине 52 метров. По мнению сотрудников Республиканского комитета по охране культурного наследия Крыма, это уникальная находка, так как из 42 подводных лодок этого класса, существовавших во время Великой Отечественной войны, 26 были затоплены, 16 (теперь эта цифра уменьшилась на одну) до сих пор считаются без вести пропавшими.
Лодка была найдена случайно во время погружений по изучению палеонтологических редкостей около мыса Тарханкут. По предположению подводных исследователей, скорее всего, затопленная Щ-216 в своем последнем походе охотилась за немецкими судами, которые при отступлении вывозили из Крыма войска и награбленные ценности. На базу в Батуми «Щука» должна была прийти 4 марта. Подлодка подверглась нападению фашистских судов и залегла на дно. Поражающий удар ей нанесла глубинная бомба.
Сегодня на государственном уровне всерьез рассматривается вопрос о создании в Феодосии мемориального комплекса памяти погибших моряков, в состав которого, возможно, будут включены и фрагменты субмарины.
Но куда более ценная находка, кроме самой «Щуки», - найденные пропавшие без вести советские моряки. Уже установлены имена всех 47 членов экипажа.

Парень из глубины

Несмотря на прошествие такого количества времени (семь десятков лет отделяют нас от тех событий), история экипажа «Щуки» небезразлична и нашим современникам.
Совершенно беспрецедентный в этом плане – поступок нашего земляка, макеевчанина, который наотрез отказывается называть свое имя. Говорит, делает это не ради пиара, а ради памяти о тех, кто когда-то пожертвовал собственной жизнью ради нас, сегодня живущих.
«Парень из глубины» - так он просит называть себя, потому что сам бывший подводник. Служил на атомной подводной лодке на Тихоокеанском флоте. Правда, гораздо позже, чем те ребята, - в конце 80-х.
- Знаю, что такое автономка, что такое боевое задание. Какие чувства приходят под водой, когда от солнца, суши, от семьи отделяют километры, два корпуса, переборки… Что на земле испытывают те, кто ждёт, - говорит наш земляк. - На лодке такого класса очень узкое пространство - жить трудно, а воевать... Как они там были... До последнего боролись за жизнь, за подлодку, друг за друга, за Родину... Очень хочу, чтобы все понимали: лодка лежит не просто на глубине 52-х метров, а на глубине 70 лет... Ребята приняли мученическую смерть. И как ни горько это звучит, но мы (не все, но многие) забыли о ветеранах, забыли историю. Вспоминаем к датам и вновь предаем на следующий день. Первый закон подводников: «Не забывать!». Они за нас не забыли... умереть.

Письма ушли в море строем

32 часа в пути. 1900 км по маршруту Донецк - Днепропетровск - Феодосия - Тарханкут – Донецк. Эту дорогу памяти наш земляк преодолел вместе с другом, на своем автомобиле, по собственной инициативе, без чьей-либо финансовой поддержки. С собой ребята привезли 47 писем - каждому из парней, лежащих на глубине почти 70 лет. Их со слезами на глазах написала жена подводника, нашего земляка. Не виноваты же ребята, что не всех родных нашли, не со всеми связались.
- Письма были брошены в воду одновременно. Если бы не увидел своими глазами, никогда бы не поверил, - рассказывает бывший подводник. – Письма уходили в море… строем. Одно – чуть впереди, наверное, командиру. Строй – это знак от подводников. Хочется верить, что они услышали нас.
Всему экипажу «Щуки» написали письмо от имени 506-го Учебного Краснознамённого отряда подводного плавания имени Кирова в Ленинграде (многие парни «Щуки» учились там), от подводников Балтийского флота (в учебке на бескозырках была его лента), от подводников Тихоокеанского флота, где служил «парень из глубины», наш земляк.
Вместе с письмами ребята привезли с собой и символ подводников, корабельные колокола – рынды. Их, именные, с датами рождения и гибели, в память о земляках, Федоре Дроздове и Степане Грузане, отлили в цехе литья колоколов ПрАО «Донецксталь»-МЗ».
- Я благодарен всем, кто помогал нам. Искренне признателен Юрию Васильевичу Филатову за духовное отношение, - продолжает подводник. - Благодаря его помощи колокола были отлиты вне очереди. Благодарен коллективу цеха за понимание и, конечно, мастеру-литейщику Сергею Самойлову. Спасибо Инне Пикаловой, которая помогла нам найти родственников погибших подводников и связаться с ними. Жаль, не дожили-не дождались отцы и матери, проводившие сыночков в море.
- Ребята из Донецка - первые, кто вот так отреагировал, так откликнулся, - говорит руководитель Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. - Мы всё-таки недостаточно оцениваем те события, благодарим ветеранов за подвиг. Приветствую инициативу парней. Хочется верить, что они не одни такие.

Наш Федя там…

На «до» и «после» разделена теперь и жизнь родственников погибшего подводника, члена экипажа «Щуки», нашего земляка Федора Дроздова. Его потомки живут сегодня в поселке Очеретино.
- С нами долгое время жил отец Феди, дедушка Алеша. Сейчас его уже нет в живых. В его документах долго хранилось пожелтевшее от времени извещение о гибели сына Федора. Как сейчас помню, в строке «Место гибели» было от руки написано: «Море», - рассказывает, пытаясь справиться с накатившими эмоциями, племянница Федора Дроздова Ольга Бордунова. – Дедушке Алеше было очень тяжело вспоминать и рассказывать о Феде. Эта тема была для нас табу. Мы и не спрашивали, чтоб не тревожить его душу. Но из-за этого очень мало о дяде Федоре знали. Почти ничего. Поэтому, когда к нам приехал наш земляк, бывший подводник, стал рассказывать, что лодку нашли, привез нам показать отлитый корабельный колокол, сообщил место гибели дяди… Это не передать словами, что теперь происходит в нашей семье. Мы теперь живем этим. Дедушка всю жизнь ждал хоть какую-то весточку, хоть что-то о сыне, даже не понимая, где он погиб и при каких обстоятельствах… Не дождался. Так и ушел в скорби. Мы дождались… Теперь мы знаем, что наш Федя там.
Со стола в их доме уже которую неделю не убираются старые фотографии. Их пересматривают, вспоминают… Младшее поколение Дроздовых слушает, раскрыв рты, рассказ о «Щуке», как легенду о героях. О своих героях.
Помнят о «Щуке» не только в Донбассе. Узнав о проекте, передать экипажу хотя бы письма захотели и родственники погибших подводников из Санкт-Петербурга, из Волгоградской области, из Днепропетровска… В Днепре родной брат погибшего на «Щуке» Ивана Бурчака, 83-летний Владимир Бурчак, до последнего рвался в Крым вместе с ребятами из Донбасса. «Неужели есть еще такие люди?» - все никак не мог поверить Владимир Дмитриевич. Провожал гостей, стоя на улице с портретом брата в руках. На калитке адрес: улица Братская. А в руках - портрет навсегда оставшегося 24-летним брата. Брат помнит о брате… Даже через 70 лет.

Чтобы «Щука» звучала

Чтобы память продолжала жить и дальше, наш земляк, бывший подводник, вынашивает мысль сделать большой колокол – отлить его с именами всего экипажа «Щуки» и поместить в мемориальном комплексе памяти погибших моряков. Недёшево, но то, что сделали они для нас, гораздо дороже.
А вот с идеей поднять подлодку на поверхность подводники категорически не согласны. Во все времена затонувший корабль считался братской могилой, покой которой никто не имеет права нарушать.
- Правильно ли тревожить останки моряков (если они еще сохранились), пролежавших 70 лет в своей «могиле»? - задается вопросом наш земляк. - Правильно ли ходить по настилам отсеков, на которых покоились тела подводников…

Они ушли в свой поход навсегда. Сегодня они вычеркнуты из списков без вести пропавших.

Ни тонны воды, укрывающие подлодку, ни минувшие с момента его гибели десятилетия не смогли стереть память о «Щуке» и ее экипаже… И это главное.

Елена Чернухина

(http://makrab.com.ua/?m_ob=STO&m_id=10374)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость