Найден и поднят штурмовик ВВС ЧФ Ил-2
Добавлено: 16 июн 2015, 01:57
В середине апреля состоялась подготовка к подъему ранее обнаруженного на траверзе с. Межводное в 8 милях от берега самолета времен ВОВ, штурмовика ВВС ЧФ ИЛ-2 (прозванного в то время "летающим танком").
Самолет обнаружен лежащим "на спине" вверх щасси на глубине 38 метров.
Скорее всего,при падении и ударе об воду левая плоскость оторвалась и лежала отдельно в 15-20 метрах от моторного отсека с кабиной пилота.
Фюзеляж с хвостовым оперением на этом типе самолетов был фанерным и до нашего времени не сохранился, скорее всего он тоже оторвался при ударе самолета об воду.
В период осмотра самолета перед его подъемом было установлено, что фонарь кабины закрыт, это наводило на мысль, что там могут находиться останки пилота, поэтому были приняты соответствующие меры по обеспечению их сохранности при подъеме. Грунт под кабиной был размыт, под кабину заведен и закреплен тент, выполняющий роль пластыря.
Подъемом самолета занималась группа энтузиастов под руководством Михаила Шевчука в количестве 14 человек. Подготовительные работы заняли в общей сложности неделю, исходя из прогноза метеоусловий подъем назначили на 28 апреля этого года.
В этот день на море стоял почти полный штиль, что могло гарантировать не только безопасность проведения как подводных работ, так и работ на борту плавсредства (понтона), на который планировалось поднять самолет, но и сохранность подводного раритета.
Работы по подъему начались по расписанию в 8 часов утра:
Вскоре над поверхностью показался моторный отсек с воздушным винтом
Со всеми предосторожностями раритет был поднят и закреплен для промывки и исследования на палубе понтона.
Промывка пилотской кабины от донного ила дала неутешительные результаты, останков пилота обнаружено не было, как и обязательных принадлежностей пилота-обмундирования, парашюта, планшета, личного оружия.
Видимо, пилот смог покинуть горящую машину еще в полете, а фонарь кабины закрылся по инерции при ударе самолета об воду.
Судьба бортстрелка также остается неизвестной, т.к. фюзеляж отсутствовал, но боезапас пулемета остался полностью не израсходованным.
Можно полагать, что он не был израсходован в воздушном бою, т.е. налет ( скорее всего на порт Ак-Мечеть -но об этом попозже) был произведен стремительно, до прибытия истребителей противника.
Осмотр плоскости самолета показал, что пробоины направлены снизу вверх на встречном курсе, имеют как правильную конфигурацию от малокалиберных так и крупнокалиберных пулеметных пуль, зенитных снарядов и их осколков. Гондола щасси не сохранилась, скорее всего разрушилась при ударе об воду. На дне обнаружено обрамление полетной фары от правой плоскости, бронестекла кабины с прицельным приспособлением.
Надо сказать, что сохранность самолета оставляла желать лучшего, за 70 лет пребывания на глубине в морской воде дуралевые и алюминиевые элементы конструкции сильно корродировали, обнаружить бортовые номера самолета не представилось возможным из-за сплошной коррозии алюминия, не найдены номера на бронеспинке пилота, шильдиках радиоаппаратуры, аппаратуры управления огнем...
Надо бы здесь заметить, что бомбовая нагрузка и снаряды РС пилотом были использованы полностью, скорее всего по вражеским целям, в пулеметах и пушках еще оставалось по десятку патронов и снарядов.
В кабине найдены оторванная и обгоревшая приборная доска (также без шильды), обломок планшетной линейки с остатками карты.
Номера, возможно, остались на бортовом вооружении, пушках и пулеметах, они впоследствии были демонтированы с самолета и переданы для реставрации специалистам Черноморского центра подводных исследований.
Остатки самолета были подняты и закреплены на палубе понтона, после чего подняли на палубу и оторванное при падении левое крыло.
Уже поздней ночью понтон с "добычей" пригнали в Черноморское, что бы наутро продолжить работы...
Самолет обнаружен лежащим "на спине" вверх щасси на глубине 38 метров.
Скорее всего,при падении и ударе об воду левая плоскость оторвалась и лежала отдельно в 15-20 метрах от моторного отсека с кабиной пилота.
Фюзеляж с хвостовым оперением на этом типе самолетов был фанерным и до нашего времени не сохранился, скорее всего он тоже оторвался при ударе самолета об воду.
В период осмотра самолета перед его подъемом было установлено, что фонарь кабины закрыт, это наводило на мысль, что там могут находиться останки пилота, поэтому были приняты соответствующие меры по обеспечению их сохранности при подъеме. Грунт под кабиной был размыт, под кабину заведен и закреплен тент, выполняющий роль пластыря.
Подъемом самолета занималась группа энтузиастов под руководством Михаила Шевчука в количестве 14 человек. Подготовительные работы заняли в общей сложности неделю, исходя из прогноза метеоусловий подъем назначили на 28 апреля этого года.
В этот день на море стоял почти полный штиль, что могло гарантировать не только безопасность проведения как подводных работ, так и работ на борту плавсредства (понтона), на который планировалось поднять самолет, но и сохранность подводного раритета.
Работы по подъему начались по расписанию в 8 часов утра:
Вскоре над поверхностью показался моторный отсек с воздушным винтом
Со всеми предосторожностями раритет был поднят и закреплен для промывки и исследования на палубе понтона.
Промывка пилотской кабины от донного ила дала неутешительные результаты, останков пилота обнаружено не было, как и обязательных принадлежностей пилота-обмундирования, парашюта, планшета, личного оружия.
Видимо, пилот смог покинуть горящую машину еще в полете, а фонарь кабины закрылся по инерции при ударе самолета об воду.
Судьба бортстрелка также остается неизвестной, т.к. фюзеляж отсутствовал, но боезапас пулемета остался полностью не израсходованным.
Можно полагать, что он не был израсходован в воздушном бою, т.е. налет ( скорее всего на порт Ак-Мечеть -но об этом попозже) был произведен стремительно, до прибытия истребителей противника.
Осмотр плоскости самолета показал, что пробоины направлены снизу вверх на встречном курсе, имеют как правильную конфигурацию от малокалиберных так и крупнокалиберных пулеметных пуль, зенитных снарядов и их осколков. Гондола щасси не сохранилась, скорее всего разрушилась при ударе об воду. На дне обнаружено обрамление полетной фары от правой плоскости, бронестекла кабины с прицельным приспособлением.
Надо сказать, что сохранность самолета оставляла желать лучшего, за 70 лет пребывания на глубине в морской воде дуралевые и алюминиевые элементы конструкции сильно корродировали, обнаружить бортовые номера самолета не представилось возможным из-за сплошной коррозии алюминия, не найдены номера на бронеспинке пилота, шильдиках радиоаппаратуры, аппаратуры управления огнем...
Надо бы здесь заметить, что бомбовая нагрузка и снаряды РС пилотом были использованы полностью, скорее всего по вражеским целям, в пулеметах и пушках еще оставалось по десятку патронов и снарядов.
В кабине найдены оторванная и обгоревшая приборная доска (также без шильды), обломок планшетной линейки с остатками карты.
Номера, возможно, остались на бортовом вооружении, пушках и пулеметах, они впоследствии были демонтированы с самолета и переданы для реставрации специалистам Черноморского центра подводных исследований.
Остатки самолета были подняты и закреплены на палубе понтона, после чего подняли на палубу и оторванное при падении левое крыло.
Уже поздней ночью понтон с "добычей" пригнали в Черноморское, что бы наутро продолжить работы...