Вот такое любопытное письмо прислано в мой адрес, писавший пока пожелал остаться инкогнито:
" Уважаемый пользователь LNick. В своем сообщении от 10 сентября 2011 года относительно церкви Вы писали:
«В 1936 году из письма матроса 28 батареи известно, что там с 1936 г и до войны находился поселковый клуб. После войны использовался под склад, затем, отреставрированный и достроенный с торца двухэтажным зданием и спортзалом-под спортивную школу»
Это не полная информация.
Для Черноморского церковь Захария и Елизаветы всегда была монументальным сооружением. Символом поселка.
Поселок расположен так, что когда подъезжаешь к нему с восточной стороны (из Евпатории), церковь виднеется задолго до прибытия на место. Поэтому, как только замечаешь вдали белый силуэт, невольно приходит успокоительное ощущение: «Я дома!» Хотя ехать нужно еще километров пять - шесть!»
Я и все мои знакомые историческое название Черноморского «Ак-Мечеть» расшифровывали как Белая Церковь. Именно церковь, а не мечеть, поскольку всегда доминировала в этих краях русская вера и русская культура. Кроме того, есть подозрение, что в татарском, слово «церковь» отсутствует начисто. Вот и назвали Мечеть. Им, татарам, сами понимаете, все равно.
На моей памяти в году 1958, когда наша семья приехала в Черноморское, церковь использовалась по «прямому назначению» То есть была храмом, где производились богослужения. На фотографии, предоставленной пользователем Луч видны кресты на шатре.
В те времена внутри церкви я не был. Не особо хотелось. Да и в школе могли за это сильно наказать. Мы, ведь все атеистами были.
Приход был небогатый. Колокол маленький. Никакого «малинового звона» и в помине не было. Так, звякал потихонечку. Однажды, когда я с отцом шел по улице Революции, начиналась служба. Звонарь дзинькал. И отец проронил фразу, которой я совершенно не придал значения: «Недолго ему звонить осталось». И только спустя некоторое время я запоздало понял ее смысл. Понял, когда церковь была разгромлена.
Это было в конце пятидесятых или в начале шестидесятых годов. Разгромлена была не бандитами, не иноверцами. Разгромлена она была тогдашней властью. Разгромлена, на этапе отлучения церкви от государства. А, может быть и как подарок ХХII съезду КПСС. Но это чисто мое нынешнее предположение. Ведь точной даты
погрома я не помню.
Погром проходил в будний день. Это было осенью или зимой. Было холодно. Темнело
рано. Я в этот день учился в школе. На улице было темно, когда примчались пацаны и сказали, что громят церковь.
Для меня это был шок. Шок не в плане богохульства, а в плане того, что не успел.
Когда мы прибежали на место, все уже было кончено. В темноте удалось найти два огарка восковых свечек, что жгут перед алтарем. Вот и все трофеи.
По рассказам очевидцев это был истинный погром. Было выставлено оцепление. Вся утварь безжалостно выбрасывалась на улицу. Какие-то столики, подсвечники, ризы и т.п. Бабки бились в экстазе. Возможно, иконы удалось спасти, либо попу, либо верующие не дали пропасть. Крестов для службы тоже ни у кого не видел, а вот кадилами пацаны ходили, махали. Правда, недолго. Недели две. А потом или милиция отобрала или верующие. Честно говоря, меня совершенно не интересовали ни лампады, ни оклады, ни ризы. Вот кадило – это вещь!!! Правда, чисто виртуальная. Появись я с ним на улице, мигом отобрали бы старшие пацаны, да еще по шеям накостыляли бы.
На снимке ниже, который любезно предоставил пользователь Vladimir_R Церковь уже без крестов, а значит в распоряжении государства. (Снимок датирован 1968 годом)
Вот так в те времена власть расправлялась с теми, чьи идеи, учения, верования не разделяли генеральную линию партии.
Церковь превратили в спортзал. Играл там в баскет в свое время. Потом, ее превратили в борцовый зал. Положили борцовские маты. Следует заметить, что оборудовано было все добротно и солидно. Специализация была на самбо. Детишки занимались. Все при деле были.
Затем начались пристройки. Прежде всего, для администрации спортивной школы. Ну а в дальнейшем, в соответствии с генеральным планом развития поселка. В парке перед церковью был пневматический тир. Он пал жертвой всех этих перестроек. Вернули церковь законным хозяевам, вероятно, уже в восьмидесятых.
Хорошо, что вернули, и спасибо, что не развалины.
Однако, несмотря на атеистическое воспитание и попытку отлучить население от Бога, вера в народе не иссякла.
Занесло меня как-то к церкви в августе на яблочный спас. Толпа собралась неимоверная. К слову сказать, яблоку упасть было некуда. Еле выбрался. Все ноги оттоптали.
Заслуживает так же внимания история с часами. Механические часы это глубокая история. При нашем поколении это было отверстие, заделанное круглым щитом. (См. фото.)
Такое «украшение» провисело довольно долго. Примерно до середины семидесятых. Я в это время уже не жил в поселке. Приезжал только на отдых. Родственники рассказывали, что власти решили установить электронные часы, с цифровым отображением времени. Это были часы в форме неправильного восьмиугольника. Эта форма сохранилась и до настоящего времени.
Церковь новые часы, как, впрочем, и старые, не приняла.
С электроникой сразу что-то не заладилось. Ездили, ездили специалисты, но толком сделать ничего не смогли. С горем пополам все-таки часы были сданы заказчику. После этого, они поработали пару месяцев этим дело и закончилось.
Существует мнение, что церковь белокаменная. То есть, сложена из известняка, по типу «инкерманского камня» только меньшего размером. И, якобы, этот камень добывался в районе «Песков», или в штольнях под церковью. По-моему это легенда. Не более. У меня перед глазами стоит картинка, когда под отвалившимся куском штукатурки проглядывают обычные валуны. Если поискать, то в поселке можно найти старые здания, сложенные по такой технологии. Разумеется, кладка велась на хорошем растворе, а затем все здание было оштукатурено.
Вот такие штришки к истории церкви. Возможно, что-то я не точно изложил. Человеческий мозг не самый совершенный инструмент для хранения информации. Но счел необходимым поделиться. Это мой скромный вклад. Это маленький камешек в мозаике. В мозаике, которая зовется «История Черноморского».