Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Черноморское: места отдыха, учебы и работы, парки и магазины, пляжи, городские улицы. Территориальные образования в районе.
Аватара пользователя
Димон
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
Откуда: Черноморск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Димон » 06 мар 2010, 21:38

Ни разу не слышал о таких кораблекрушениях. Не будьте голословны, приведите ссылки на достоверные источники. Или в личку или в теме выложите...
Если Вы нашли ошибку в моем сообщении, выделите его мышкой и нажмите alt+f4

Аватара пользователя
Serge59
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 09:35
Откуда: Днепропетровск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Serge59 » 06 мар 2010, 22:23

Про "Ливадию" известно:
"Трехлетняя служба «Ливадии» закончилась трагически. На пути из Севастополя в Одессу она в туманную ночь с 21 на 22 октября 1878 года выскочила на риф у Тарханкутского маяка на западном побережье Крыма. 47 дней, с 22 октября по 7 декабря, «Ливадия» стояла на камнях. После ряда неудачных попыток командования Черноморского флота спасти корабль, все ценное, что было возможно, свезли на берег, предоставив корпус морским волнам."

Аватара пользователя
Serge59
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 09:35
Откуда: Днепропетровск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Serge59 » 06 мар 2010, 23:08

Кстати - яхта "Ливадия" - это не яхта в общеобывательском понятии этого слова....
Это был очень приличный корабль : "4-пушечная деревянная колесная яхта имела водоизмещение 1964,5 т, длину 266 футов 6 дюймов (81,2 м) и паровую машину мощностью 460 л.с."
За свою короткую 3-х летнюю жизнь успела прославиться: "«Ливадия» — единственная из императорских яхт, участвовавшая в боевых действиях русского флота. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов под командованием капитана 1 ранга Ф.Е.Кроуна она крейсировала у румынского и болгарского побережья и 21 августа потопила турецкую двухмачтовую кочерму. Замеченная двумя турецкими броненосными кораблями, яхта выдержала 18-часовую погоню и благополучно ушла под защиту севастопольских батарей. "

Аватара пользователя
Димон
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
Откуда: Черноморск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Димон » 06 мар 2010, 23:11

Спасибо, очень интересно, буду искать более подробную инфу об этой яхте.
Если Вы нашли ошибку в моем сообщении, выделите его мышкой и нажмите alt+f4

Аватара пользователя
Serge59
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 09:35
Откуда: Днепропетровск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Serge59 » 06 мар 2010, 23:14

Здесь есть о ней... Это статья об российских императорских яхтах: http://keu-ocr.narod.ru/Imp_yaht/

А вот это нашел буквально только что: http://www.otechestvo.org.ua/main/200810/1021.htm - здесь про то, что нашли на дне в 2008 году...

Аватара пользователя
Serge59
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 09:35
Откуда: Днепропетровск

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение Serge59 » 12 окт 2013, 08:57

Оживлю тему.... Тем более, что она сама оживилась в ветке про ребзик...
Известно о нескольких кораблях конца 18 - первой половины 19 века, затонувших в море вблизи Черноморского.
1786 г. - корабль "Александр Невский" - командир - капитан 2-го ранга Д.Доможиров. Только что отстроенный в Херсоне 23 сентября вышел в море, следуя в Севастополь, и по утру на другой день ударился о камень, а потом брошен на берег у мыса Тарханкута... в протяжении дня все спаслись, а корабль разбился. Командир и вахтенный лейтенант были приговорены судом "к лишению чинов и ссылке навечно в галерную работу" но оправданы Начальником Черноморского правления Адмиралом Мордвиновым, который в письме Потемкину смог доказать невиновность офицеров из-за ошибок картографов и оправдал их действия после случившегося.
1807 г. - бриг "Язон" командир лейтенант Лобысевич - на пути из Севастополя в Одессу, на другой день по выходе в 2,5 часа по полудни 18 марта, когда по счислению был в трех верстах от Тарханкута во время густого тумана ударился о камни рифа, идущего от этого мыса в море, и стал на нем. Бриг разбит, а люди и груз спасены.
1820 г. - военный транспорт "Прут" - капитан-лейтенант Д.П.Асланов - следуя от Глубокой Пристани с грузом, назначенным в Севастополь "за противными и непостоянными ветрами" зашел в Одессу. По выходу, следуя к Тарханкутском маяку не вышел на него, глубина оказалась меньшей (заблудился) сменил курс - в итоге ударились о камни, транспорт наполнился водою. Это было у западного мыса Акмечетской бухты в 1 версте от него к западу. Команда спаслась на плотах и шлюпках. Транспорт разбит бурею 31 октября. Ценность транспорта оценена в 201 312 руб, груз 107561 рубль. Следствие велось очень долго. И только 26 августа 1826 г. по Манифесту освобождены от наказания. (Я так понял, попали под амнистию)...
1836 г. транспорт "Чайка" командир лейтенант Н.И.Пятунин, следуя из Севастополя к Тарханкутскому маяку с грузом 29 июня за противным ветром зашел в Акмечетскую бухту, остановился на двух якорях, и в ночь на 30 июня жестким шквалом от северо-запада был брошен на риф. Писарь Сысоев при этом был снесен волной и утонул, прочие спасены. Корпус судна в последствии продан.
Данные взяты из книги "Летопись крушений и пожаров русского флота 1713-1853."

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение LNick » 27 окт 2013, 09:44

Дополню:

22 декабря 1847 года шхуна "Вестник" (без орудий) под командой капитан-лейтенанта Н.И. Скаловского в Черном море близ Тарханкутского маяка бурей брошена на берег и разбита.
Следующее описание, заимствованное из письма капитан-лейтенанта Арказа, напечатанного в Морском сборнике 1848 г. т.1 №3 дополняют подлинными документами:
"...В продолжение истекшей зимы морозы, сопровождаемые жесткими NO ветрами соделывали плаванию в Черном море весьма опасным. Множество купеческих судов на всех берегах Черного моря выброшено и несколько военных судов наших сделалось жертвой суровой зимы. Постараемся вкратце описать происшествия относящиеся до Черноморского флота почерпнутыя из местных газет и частных известий."
" С половины октября месяца, пишет Капитан-Лейтенант Арказ, постоянно стояли ветры из NO-й четверти, иногда чрезвычайно сильные, сопровождаемые морозами, которые в декабре месяце, в некоторых пунктах Черноморского берега доходили до 15 и даже до 25 градусов. Море было покрыто густыми испарениями, закрывавшими все предметы, что еще увеличивало опасность плавания"
" В такую погоду, 10 декабря, бриг-шхуна "Вестник", окончивший годовую прекрасную компанию в Архипелаге, вышел из Босформкого пролива, чтобы идти в Севастополь. Крепкие NO- е ветры, с морозом от 5 до 12 градусов и постоянные туманы, не дозволявшие сделать верное определение места, было причиной некоторой погрешности в счислении."
" Ночью на 22 декабря, следуя бейдевинд под триселями и не ожидая близости берега, ( который однакож открывался еще 19 декабря, по счислению Херсонисский маяк, в 32 милях), со шхуны увидели его паред носом в двух кабельтовых. Тотчас стали приводить, но от брызгов волнения, замерзавших немедленно, на всех парусах образовалась кора льду, снасти в два дюйма толщиною сделались в 10 дюймов, и потому не смотря на то, что стаксель-фал, леер и шкот были обрублены, стаксель стоял как будто его не трогали; шхуна шла к ветру весьма медленно и не прошло двух минут как кормой она стала на мель. Имея большой диферент, она носом покатилась под ветер к берегу и когда перешла на фордевинд, ее ветром и волнением подвинуло еще больше к берегу, бросило на берег и начало сильно бить. Тотчас для уменьшения силы ударов, срублены мачты, и по невозможности в этих обстоятельствах спасти шхуну начали принимать меры по спасению команды. Барказ выбросило на берег и осталась только двойка, на которой к рассвету удалось свезти всех людей. Потеря состояла, к счастью, только в одном человеке, убитом падением мачты. В это время на берегу доходило до 18 градусов"
" Шхуна разбилась на западной стороне Крымского полурстрова, в 8 милях от Тарханкутского маяка, близ деревни Торнаджи около таможенного кардоннаго поста, с котораго чрез другие кордонные посты, немедленно сообщено было известие о том в Севастополь. Тотчас послан на место крушения пароход, ждя подания возможной помощи; пароход шел вдоль берега в полутора кабельтовых от него, чтобы в густом тумане не пройти мимо выброшенной шхуны. Он плыл в густой массе замерзшей воды и наконец увидел у берега, совершенно покрытую льдом, глыбу льда более других...Это была шхуна Вестник, которую узнать можно было только по обломку мачты. По осмотру оказалось, что проломлена и следовательно спасти ее нельзя. Перевезли на пароход команду, и с погибшей шхуны сняли все, что было возможно, а вскоре сильным SO ветром ее разбило вовсе."
Источник: " Летопись крушений и пожаров судов Русского флота от начала его существования по 1854 год"
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
ИгорЕвич
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 08:24
Откуда: С будуна

Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!

Сообщение ИгорЕвич » 06 ноя 2014, 15:24

Это, конечно, уже не новость, но в тему:
У берегов Крыма нашли еще один корабль. На этот раз пиратское судно.
Двухмачтовый бриг "Полоцк", принадлежавший Черноморскому флоту и датированный последней четвертью XVIII века, обнаружен специалистами Крымского республиканского учреждения "Черноморский центр подводных исследований" у берегов поселка Черноморское на западе Крыма.
По информации директора центра подводных исследований Сергея Воронова, это двухмачтовый бриг, очевидно, российский корабль-корсар, передает Укринформ.
Это не единственная находка подводных археологов. Так, на глубине 42 м в Каркинитском заливе обнаружен в целостном состоянии немецкий паром времен Второй мировой войны "Зибель".
Источник: clubklad.ru

А вот комментарий пользователя с ником "Максим" с того же ресурса (человек, очевидно в теме):
Почему-то (наверное из-за мачтовости) репетичная шхуна "Полоцк" превратилась в бриг... Хотя именно об этом судне благодаря его предназначению сохранилось гораздо больше сведений, чем о многих других. Для начала бриг и шхуна - это разные по парусному вооружению суда, хотя оба и несли по две мачты. У "Полоцка" довольно "тёмное" прошлое. Судно, построенное в Греции начало свою карьеру в Эгейском море в качестве корсарского судна, грабившего турецкие торговые корабли. Однако будучи несколько неповоротливым и грузным судном, горе-пират очень скоро стал добычей турецкого флота, в составе которого и прибыл к берегам Колхиды, где (по разным сведениям) был то ли выкуплен, то ли реквизирован в виде контрибуции российской стороной. После перехода в Севастополь экс-пират переименованый в "Полоцк" вошёл в состав флотилии Ф.Ф.Ушакова. Кстати, первые капитаны судна были из провинившихся. Один из них посадил предыдущее своё судно на мель, второй - и вовсе утопил. Вместо разжалования в матросы они отбывали свою повинность на "Полоцке". Эдакий штрафбат 18 века. Итак чем же занимался "Полоцк" в составе Черноморского флота? Функция этого небольшого судна была казалось бы простой, но от него зависела судьба всего сражения. Слава Фердониси, Кикбурна, Калиакрии во многом заслужена благодаря подводной находке. Малютка "Полоцк" не лез в пекло сражения, не был и разведчиком. Он просто... репетировал. Репетичный корабль - корабль, назначенный для репетования сигналов, то есть для их повторения вслед за поднявшим сигнал кораблем (обычно флагманом, на траверзе у которого зачастую держался репетичный корабль) для большей надежности и ускорения приема сигналов отдаленными кораблями. Термин эпохи парусного флота, когда при нахождении кораблей в линии баталии поставленные паруса, дым сражения заслоняли сигналы флагмана. Репетичный корабль, находясь вне линии, должен был быть хорошо виден всем линейным кораблям и от чёткости и скорости передачи им флагманских сигналов во многом зависел исход боя. Чтобы правильно понять нужды флота в таких судах, стоит рассмотреть тактику боя того времени. Представим себе эскадру. Флагман, как правило, держит флаг на самом большом и мощном корабле. Остальные корабли строятся ему в кильватер в порядке убывания огневой мощи и размера. Задачей эскадры было занять наветренную позицию по отношению к противнику (чтобы диктовать дистанцию боя), и, следуя параллельным курсом, навязать противнику артиллерийскую дуэль. Представили себе такую армаду с горами парусов? Тогда согласитесь, что сигналов флагмана никто, кроме следующего за ним мателота (судна в линии), не увидит. Чтобы избежать такой неприятности, у эскадры было репетичное судно. Репетичное судно – не класс, а назначение. В бою это судно не принимало участия, держалось за линией своей эскадры, и занималось исключительно тем, что репетовало (повторяло) сигналы флагмана. Его позиция и сигналы были видны всем судам эскадры. Если репетичного судна в составе эскадры не было, то сигналы флагмана репетовал каждый корабль в строю. Ф.Ф. Ушаков любил чёткость и ему было важно, чтобы капитан каждого судна колонны или линии понимал суть боя, поэтому судно "Полоцк" с парусным вооружением шхуны было определено репетичным.

А вот упоминание о нём у историка флота Р. Скаловского в книге "ЖИЗНЬ АДМИРАЛА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА УШАКОВА": "Полоцк" участвовал в войне с Турцией 1787-1791 гг. С 18.06 по 19.07.1788 г. в составе эскадры контр-адмирала графа М. И. Войновича выходило в море на поиск неприятеля, 03.07 участвовало в сражении у о.Фидониси. С 16.09 по 06.10 во главе отряда под флагом капитана 2 ранга Д.Н. Сенявина выходило в крейсерство к анатолийскому берегу. Отряд обстрелял Синоп (19.9), у г. Бонна уничтожил береговую батарею и сжег склады, потопил или захватил 11 турецких транспортных судов с грузом. "Во весь тот день, в продолжение всей ночи и до полдня следующего дня берега усеяны были многочисленными толпами народа и производилась беспорядочная пушечная и ружейная пальба из города, батарей и судов. В течение этого времени крейсерские суда под прикрытием двух фрегатов («Иоанн Воинственник» и «Нестор Преподобный») и репетичного судна «Полоцк» делали успешные поиски у соседних берегов; они взяли в плен восемь судов и загнали на берег и потопили четыре, шедших от Анатольских берегов в Константинополь. Турки старались на баркасах спастись на берег, но многие из них были перестреляны или потоплены; взято же в плен 80 турок, 14 турчанок, 51 грек, 3 армянина, 14 невольников черкес, везенных в Константинополь для продажи, 27 взрослых черкесских девушек и 12 наших солдат разных полков, бывших в плену и везенных для продажи; всего 201 человек. Взятые суда нагружены были пшеницей, и так как два из них оказались неблагонадежны к плаванию, то адмирал приказал пшеницу сгрузить на эскадру, а суда подвести к городу и сжечь... 24-го числа эскадра оставила Синопскую бухту.
21-28.09.1789 г. в составе эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова судно выходило в крейсерство к устью Дуная. 16.05.1790 г. с эскадрой вышло к анатолийскому берегу для поиска турецких судов у Синопа, 28.05 было отправлено Ф. Ф. Ушаковым в Феодосию с донесением князю Г. А. Потемкину-Таврическому.
С 25.08 по 08.09.1790 г. в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова выходило в море на поиск турецких судов. Участвовало в сражениях у Керченского пр-ва (08.07) и о.Тендра (28-29.08), находилось при флагманском корабле "Св. Павел". 10-18.07 и 29.07-20.08.1791 г. в составе эскадры выходило на поиск турецких судов, 31.07 участвовало в сражении у м.Калиакра.
В 1792-1798 гг. ежегодно в составе эскадр находилось в практических плаваниях в Черном море.
В декабре 1799 г. вышло из Николаева с припасами для эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, находившейся в Средиземном море, и пропало без вести (предположительно разбилось у Дунайских гирл)".

Архивные данные:
Репетичное судно "Полоцк". Куплено в 1787 году в Грузии. Длина/ширина/глубина 76/25/10. Пушек 6-фунтовых - 14 штук. В 1791, 1793, 1794 килевано и в 1796 кренинговано и верхними починками исправлено.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 111. Л. 84-101

Репетичное судно "Полоцк". Куплено в 1788 году. Пушек 8-фунтовых - 14 штук.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 99. Л. 9-18

Репетичное судно "Полоцк". Пушек 6-фунтовых медных - 14 штук, пушек 6-фунтовых чугунных - 4 штуки. Поступило в 1787 году от господина Булгакова (имеется в виду дипломат Булгаков Яков Иванович). Построено в Рагузе (город на Сицилии) в 1777 году.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 19. Л. 30-30 об.

Репетичное cудно "Полоцк"
ТТД:
Водоизмещение: - ? т.
Размеры: длина - 23,2 м, ширина - 7,6 м, осадка - 3,4 м.
Скорость полного хода: - узлов.
Вооружение: 14 6-фн орудий.
Экипаж: 120 чел.

Этим судном командовали:
- А.П. Алексиано (1787) - привёл судно в Севастополь
- Г. С. Карандино (1788-1789);
- Г. Г. Белле (Белли) (1790-1792); Из рапорта контр-адмирала Ушакова князю Потёмкину: "Репетичного судна Полоцк командующий флота капитан-лейтенант Белле, во время боя с отменной храбростию, искуством и расторопностию выполнял долг свой..."
- Т. Мессер (1794-1797);
- С. В. Подгаецкий (1798);
- К. П. Лобысевич (1799).
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее!!!

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей