Самолёт Ил-2 достали из моря

"Музей" нашего города и нашего форума. История древняя и история современная.
Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 24 авг 2012, 00:20

7.62 писал(а):Здравствуйте, уважаемое сообщество.
...И удивительно, что не установлены личности летчиков. Для этого нужны только номер мотора и самолета (он дублировался и на шильде бронеспинки, и на бронелистах, и в других местах). Неужели до затопления этими номерами никто не озаботился и ФИО летчика до сих пор не установлена?
По потерям 43-44 годов вполне реально установить экипаж - данных довольно много в ЦАМО...
Прошу пояснить по номерам и ФИО летчиков.
С уважением...
Уважаемый 7,62!
Этот факт и меня возмущает до глубины души!
Как меня известили, после подводных работ доступ к самолету был перекрыт компетентными органами, потом процедура прощания и самолет оттащили в Балаклаву. Его разборкой здесь никто не занимался.
Когда я начал поиски номеров для установления фамилий экипажа ничего в Черноморске обнаружить не удалось, даже при обращении в СБУ. Как оказалось, этим никто не занимался, как я понял и в Балаклаве, т.к. несколько раз водолаз Женя, на плечи которого легли основные работы по подъему раритета по моей просьбе звонил работникам подводного музея. Им тоже не досуг было этим заниматься.
Мной установлены 23 фамилии летчиков, не вернувшихся с боевого задания в районе Тарханкута, Каркинитского залива. Из них- четверо "сбиты огнем зенитной артиллерии противника в районе Ак-Мечеть" (это здесь: http://chernomorskoe.info/forum/viewtopic.php?f=7&t=2637&start=30 )
Ребята- поисковики Краснодарского края имеют богатый опыт и базу данных по самолетам, обещали мне помочь, но вопрос опять упирался в номера, а у меня даже номера винта или агрегата ни одного не было...
История тянется с 2006 года...
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Goldman
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 23 фев 2012, 16:15

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение Goldman » 24 авг 2012, 18:49

Воспоминание из детства: в 1965-66 году ныряли за крабами на Мостках. И видели там самолет. На глубине 5-7 м лежал хвост и крылья, а фюзеляж с кабиной лежал на глубине 15 м. На крыльях была четко видна красная звезда. Насколько я тогда разбирался в самолетах, это тоже был штурмовик Ил-2. С хвостовой части мы еще сняли колесный обод с большим содержанием магния - напильником делали из него пыль, и при добавке глицерина получалась мощное воспламеняющееся вещество, за что был неоднократно бит родителями. Обод был отобран. Интересна судьба этого самолета.

7.62
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 авг 2012, 21:33

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение 7.62 » 24 авг 2012, 21:11

LNick писал(а): Уважаемый 7,62!
Этот факт и меня возмущает до глубины души!
Как меня известили, после подводных работ доступ к самолету был перекрыт компетентными органами, потом процедура прощания и самолет оттащили в Балаклаву. Его разборкой здесь никто не занимался.
Когда я начал поиски номеров для установления фамилий экипажа ничего в Черноморске обнаружить не удалось, даже при обращении в СБУ. Как оказалось, этим никто не занимался, как я понял и в Балаклаве, т.к. несколько раз водолаз Женя, на плечи которого легли основные работы по подъему раритета по моей просьбе звонил работникам подводного музея. Им тоже не досуг было этим заниматься.
Мной установлены 23 фамилии летчиков, не вернувшихся с боевого задания в районе Тарханкута, Каркинитского залива. Из них- четверо "сбиты огнем зенитной артиллерии противника в районе Ак-Мечеть" (это здесь: http://chernomorskoe.info/forum/viewtopic.php?f=7&t=2637&start=30 )
Ребята- поисковики Краснодарского края имеют богатый опыт и базу данных по самолетам, обещали мне помочь, но вопрос опять упирался в номера, а у меня даже номера винта или агрегата ни одного не было...
История тянется с 2006 года...
Да, очень обидно, что так получается...
А кубанские поисковики - мои добрые друзья и коллеги с огромным опытом установления экипажей. Я попросил бы сфотографировать современное состояние памятника этому экипажу, если можно.
Ну, будем думать, что тут можно сделать...

7.62
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 авг 2012, 21:33

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение 7.62 » 24 авг 2012, 21:16

Карасик писал(а):Ох! Как я понимаю обиду человека, затратившего много сил
Уважаемый Карасик.
Именно обидно... Иногда на поиск хоть какого-то номера самолета или мотора уходят ГОДЫ. Здесь в руках был ключ к имени героев, и его просто выбросили...
За летчиков погибших обидно...

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 24 авг 2012, 21:35

7.62 писал(а): ... Я попросил бы сфотографировать современное состояние памятника этому экипажу, если можно.
Ну, будем думать, что тут можно сделать...
Вот фото надгробной плиты в Сквере Героев пгт Черноморское

Изображение

Единственный путь-напрягать дайверов в Балаклаве или хозяев подводного музея, что бы исправляли ошибку, иначе скоро от раритета вообще ничего не останется. Номера в воде искать сложно, надо опять на воздух его, чистить от водорослей, разбирать, работы много...
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

7.62
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 авг 2012, 21:33

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение 7.62 » 28 авг 2012, 18:40

Николай. спасибо за фото. Балаклавские дайверы обещали найти номер на движке. так что - ждем-с!

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 28 авг 2012, 19:43

7.62 писал(а): Балаклавские дайверы обещали найти номер на движке. !
Славо богу, и благодаря Вам сдвинулось!
Спасибо, нас услышали!
Движек, винт, шасси, но это сложно под водой при недостатке освещения...
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 02 окт 2012, 23:13

7,62, при восстановлении 17 сентября с.г. памятника партизанам Ак-Мечетского партизанского отряда на месте его базовой стоянки в 1941-1942 годах в урочище Адымтюр (ныне Ай-Димитрий) Куйбышевского лесничества Бахчисарайского р-на удалось познакомиться с лесником, который обнаружил балон высокого давления со штурмовика Ил-2 (а может и Ил-4).

Номер балона 5812, срок последнего освидетельствования -1944 г.

Это время боев за освобождения Крыма и Севастополя.

Вопрос к Ставропольским поисковикам тот же - принадлежность самолета и фамилии экипажа. Постараюсь выйти на Бахчисарайский музей, говорят, что уцелевшие остатки самолета сданы туда, может удастся обнаружить номера на других агрегатах или шасси...

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 03 окт 2012, 02:27

Хочу привести интересный документ об опыте ведения боев шестерки Ил-2 Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павлова:
"
«УТВЕРЖДАЮ»
Командующий 3-й воздушной армией
генерал-лейтенант авиации ПАПИВИН
6 апреля 1944 г.

ПАМЯТКА
КОМАНДИРУ ГРУППЫ ШТУРМОВИКОВ


Материалом для настоящей Памятки послужил опыт шестерки Ил-2 Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павлова, которая за период с 13 августа 1943 г. по февраль 1944 г. произвела 354 успешных самолето-вылета, что составляет около 60 групп-вылетов в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии.
Герой Советского Союза старший лейтенант Павлов провел 8 оборонительных воздушных боев с истребителями противника.
Группа тов. Павлова за весь период боевой работы потеряла 1 Ил-2 от ЗА противника и 1 Ил-2 от истребителей противника, что составляет 177 самолето-вылетов на одну потерю.

I. Общие положения

1. Для успешного выполнения боевых задач группа штурмовиков по количеству самолетов должно удовлетворять следующим требованиям:
– обеспечивать возможность одновременных действий по заданным целям и по подавлению огня зенитной артиллерии, мешающей атаке целей;
– обеспечивать легкость управления группой;
– давать возможность организовать надежное огневое противодействие истребителям противника.
Указанные требования полностью выполнимы для группы в 6-8 самолетов Ил-2, действующих отдельно или в составе эшелона.
2. Основой боевого порядка группы является пара. В целях сохранения боеспособности группы и устойчивости боевого порядка личный состав группы, а также и пар в ней должен быть постоянным.
3. При подготовке к боевому вылету командир группы обязан подготовить карту района цели масштаба 1 : 50 000 или 1 : 10 000. Порядок подготовки карты района цели:
– нанести цель;
– отметить превышение цели по отношению к аэродрому вылета;
– поднять дороги, реки, озера и лесные массивы в радиусе 10 км от цели;
– проложить предполагаемые направления атаки (основное и запасное).
4. С экипажами группы командир группы при подготовке должен отрабатывать следующие вопросы:
– детально уяснить полученную боевую задачу (что необходимо уничтожить или подавить);
– произвести оценку характера и расположения цели (по карте крупного масштаба или по фотосхеме);
– оценить детально наземную и воздушную обстановку (положение наших войск, положение противника, возможные изменения линии фронта, базирование и районы патрулирования истребителей противника, базирование и районы патрулирования наших истребителей, районы расположения ЗА противника и нашей);
– определить маршрут и профиль полета, контрольные ориентиры, запасные аэродромы, места расположения КПП и радиостанции наведения и порядок работы с ними;
– взаимодействие с истребителями прикрытия (количество и тип истребителей прикрытия, время и место встречи, порядок сбора и общий боевой порядок);
– определить высоту подхода к цели, способ бомбометания, направление и количество заходов, противозенитный маневр;
– указать порядок действий при атаке истребителей противника (сигналы, боевой порядок, зоны наблюдения и обстрела);
– указать порядок пользования радиосвязью в полете;
– определить порядок вылета и сбора над своим аэродромом.
5. С истребителями прикрытия должны быть отработаны следующие вопросы:
– состав группы прикрытия и тип самолета;
– звание, фамилия и позывной командира группы;
– порядок встречи и сбора;
– боевой порядок истребителей прикрытия;
– порядок действий при встрече с истребителями противника;
– условные сигналы.
В целях улучшения взаимодействия необходимо придавать группы истребителей к группам штурмовиков для постоянной работы на период операции или на отдельный ее этап.
При невозможности ежедневного общения командира группы штурмовиков с командиром группы приданных истребителей необходимо организовывать личное общение командиров этих групп перед началом операции и после выполнения отдельных ее этапов.

II. Полет по маршруту

1. 1. Шестерка полет по маршруту производит в строю пеленг пар, близком к строю фронт или змейка. Такой строй обеспечивает хороший обзор и управление группой.
Для безопасности командира группы целесообразно его ведомого ставить в пеленг, противоположный пеленгу группы.
Восьмерка полет по маршруту производит в строю пятерка в пеленге и звено сзади ниже на 100-200 м.
2. Интервал между самолетами в парах и между парами в группе не должен превышать 50-70 м.
3. При полете по маршруту командир группы должен держать скорость 270-280 км, что полностью обеспечит сохранение боевою порядка.
4. За 10-15 км до линии фронта командир группы вступает в связь с радиостанцией наведения и получает от нее информацию о воздушной обстановке, а при пролете линии фронта – подтверждение о правильности выхода на цель.
5. При подходе к линии фронта командир группы уменьшает скорость до 260 км/час, в это время ведомые пристраиваются, уплотняя боевой по рядок, так как в момент подхода к линии фронта вероятны атаки со стороны истребителей противника,

III. Подход к цели

1. За 10 км до цели командир группы переходит к детальной ориентировке по карте масштаба 1 : 100 000 или 1 : 50 000.
2. За 5 км до цели группа принимает следующий боевой порядок:
а) шестерка: две пары в пеленге (правом или левом в зависимости от разворота), третья пара оттягивается назад в кильватер пары командира группы на дистанцию 100-200 м, интервал между самолетами 50-70 м;
б) восьмерка: пятерка в строю пеленг (правом или левом в зависимости от разворота), звено оттягивается назад в кильватер пары командира группы на дистанцию 100-200 м.
3. Скорость командира группы 270-280 км/час.
4. Противозенитный маневр производится попарно, путем изменения высоты с подскальзыванием.
5. Подход к цели при низком облачности производить ниже нижней кромки облачности, так как противник, зная высоту облаков, легко может пристреляться.
При подходе к цели над облаками толщиной 100-300 м с разрывами необходимо итти выше кромки облачности, так как противник, просматривая облачность, может атаковать снизу.
6. При атаке цели, сильно защищенной ЗА, успех решает внезапность выхода на цель.
Основным способом внезапного выхода на цель является бреющий полет.
7. Заход для атаки цели необходимо производить с расчетом, чтобы разворот для ухода от нее на свою территорию не превышал 30-40°, это даст возможность экипажам в случае повреждения самолета не делать большого крена при развороте для ухода на свою территорию, так как при производстве разворота с большим креном на поврежденном самолете имеется большая опасность срыва в штопор.

IV. Атака цели

1. Шестерка. Атаку цели начинает четверка одновременно. Скорость при вводе в планирование не должна превышать 260-280 км.
Во время атаки четверки замыкающая пара подавляет зенитные средства и наблюдает за задней полусферой, обращая особое внимание на возможность атак со стороны истребителей противника снизу сзади.
После выхода из атаки четверка продолжает итти по прямой, уменьшая скорость до 300 км/час.
Стрелки четверки все внимание обращают на заднюю полусферу, обеспечивая безопасность замыкающей пары.
После выхода из атаки четверки атаку производит замыкающая пара.
После выхода из атаки пары четверка начинает разворот. Скорость у ведущего четверки 300-320 км/час, крен 30-35°. Замыкающая пара срезает круг, делая разворот с креном до 45° при скорости 330-340 км/час.
Таким образом, по окончании разворота группа принимает боевой порядок клина пар.
2. Восьмерка. Атака цели производится попарно. Первая пара после атаки цели, пройдя некоторое время по прямой, начинает разворот.
Вторая пара, начиная атаку цели одновременно с первой, в момент разворота первой пары также начинает разворот, удерживая интервал по отношению к первой паре, за счет увеличения скорости и крена.
Пятый самолет после атаки цели срезает круг и выходит в сторону, обратную пеленгу.
Замыкающее звено в период атаки пятерки подавляет зенитный огонь. После выхода из атаки пятерки также атакует цель, становясь при выходе из атаки в кильватер паре командира группы.
Скорости такие же, как и у шестерки.
Таким образом, по окончании разворота, восьмерка принимает следующий боевой порядок: пятерка в строю клин и сзади звено к строю клин.
Окончив разворот, командир группы уменьшает скорость до 260-280 км/час до тех пор, пока все самолеты группы не займут нормальных дистанций.
3. Развороты для ухода от цели необходимо производить не с постоянным креном, а с перерывами, время от времени выводя самолет из крена, что создает своеобразный противозенитный маневр.
4. Для повторной атаки необходимо выйти из зоны огня ЗА, развернуться и произвести заход для атаки цели с нового направления и на другой высоте.
7. Заход для атаки цели необходимо производить с расчетом, чтобы разворот для ухода от нее на свою территорию не превышал 30-40°, это даст возможность экипажам в случае повреждения самолета не делать большого крена при развороте для ухода на свою территорию, так как при производстве разворота с большим креном на поврежденном самолете имеется большая опасность срыва в штопор.

V. Воздушный бой с истребителями противника

1. Для оповещения об опасности атаки истребителей противника первый заметивший самолет противника воздушный стрелок дает сигнал ракетой установленного образца в сторону противника, оповещая все экипажи в группе об опасности.
2. Получив сигнал, командир группы подает сигнал экипажам – сомкнуться, для чего скорость его самолета не должна превышать 280 км/час.
По этому сигналу ведомые увеличивают скорость и пристраиваются, занимая нормальные дистанции и интервалы.
3. Наиболее удобным боевым порядком для отражения атак истребителей противника является «клин» пар.
Такой боевой порядок обеспечивает максимально эффективное использование стрелкового вооружения самолета Ил-2 и хорошее маневрирование отдельных пар в группе и всей группы в целом.
4. Если истребители противника атакуют группу штурмовиков до цели, то замыкающая пара переходит в сторону, обратную пеленгу.
Скорость ведущего 260-280 км/час допускает быстрое перестроение замыкающей пары на скорости.
5. Если истребители противника атакуют штурмовиков (шестерку или восьмерку) после атаки цели, когда группа уже приняла боевой порядок клина, командир группы, не увеличивая скорости, переходит на бреющий полет.
Переход на бреющий полет после атаки цели лишает возможности истребителей противника атаковывать штурмовиков снизу сзади, т. е. с наиболее уязвимого направления.
6. Необходимо помнить, что увеличение скорости командиром группы в момент атаки истребителей противника может послужить причиной расстройства боевого порядка, что неизбежно приведет к потерям.
При переходе на бреющий полет скорость командира группы должна обеспечивать ведомым возможность быстрого пристраивания и не должна превышать 270-280 км/час; после того как все экипажи группы перешли на бреющий полет и заняли нормальные интервалы и дистанции, командир группы увеличивает скорость до 290-300 км/час.
Связь с радиостанцией наведения должна поддерживаться непрерывно как командиром группы, так и его заместителем.
Огонь по самолетам противника как стрелком, так и летчиком должен вестись организованно, короткими очередями (10-15 выстрелов) и всегда прицельно.
Каждый защищает хвост своего соседа.
Плотный боевой порядок, дисциплина строя, взаимная выручка – залог успеха группы штурмовиков в воздушном бою с истребителями противника.

Зам. командующего 3-й воздушной армией
генерал-майор авиации СИНЯКОВ

Начальник штаба 3-й воздушной армии
генерал-майор авиации ДАГАЕВ
(Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7)
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Аватара пользователя
LNick
Сообщения: 1129
Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
Откуда: Черноморское

Re: Самолёт Ил-2 достали из моря

Сообщение LNick » 22 июн 2013, 08:56

В развитие темы есть интересное сообщение: Со дна Черного моря поднимут самолет

"...Самолет разорвало на куски

Другой памятник, хвостовую часть бомбардировщика Ил-4, хотят поставить у могилы неизвестного пилота в пгт Черноморское, снабдив мемориал надписью: «С 1941-го по 1944 годы в Черном море погибло 1487 самолетов СССР. Вечная слава павшим героям!» Могила появилась там в 2005 году, когда в море, недалеко от поселка, подводные археологи нашли советский самолет с останками пилота (личность установить не удалось. — Авт.), которые подняли и похоронили.
— Дальний бомбардировщик Ил-4 обнаружен во время экспедиции в 2006 году в 25 километрах западнее Тарханкута, — продолжает Сергей Воронов. — Обломки на глубине 123 метра: хвост и задняя часть фюзеляжа — в отличном состоянии, но крылья и нос сильно искорежены. Самолет погиб в 1944 году, когда гитлеровцы уходили из Севастополя, а их преследовали наши корабли и авиация. Машина попала под огонь зениток корабля противника (в крыльях — дыры от снарядов. — Авт.), и от попадания в бомбовый отсек ее разорвало на куски.
Как рассказал «Вестям» Сергей Воронов, на днях сотрудники центра подводных исследований получат от своих коллег-иностранцев специальный подводный телеуправляемый робот-подъемник типа «Пантера» и начнут работы по поднятию погибшей техники из морских глубин.
— Процесс будет не таким быстрым, — объясняет Сергей Воронов. — Для подъема таких объектов нужно не только спецоборудование, но и профессиональные глубоководные водолазы. А таких на всей Украине всего четверо! Поэтому в этом году успеем поднять только хвост самолета, а катером займемся в следующем.
После подъема военных артефактов подводные археологи займутся их реставрацией. Технику очистят от водорослей, ракушек и законсервируют на несколько недель в специальном химическом растворе, чтобы металл, пролежавший долгие годы под водой, не рассыпался в труху от соприкосновения с воздухом. После этого объекты высушат, обработают защитной мастикой и покрасят особой краской, чтобы гарантировать сохранность не менее ста лет. А затем установят на черные мраморные постаменты — заказ на них уже сделан крымским скульпторам. Затонувший Ил-4 планируют установить уже к 9 мая 2014 года в Черноморском..."

("ВЕСТИ" 18 июня 2013г http://vesti.ua/krym/6213-so-dna-chernogo-morja-podnimut-kater-i-samolet)

С другим документом ранее нас ознакомила глава РГА С. А. Лужецкая, он перекликается с данным сообщением, однако в нем говорится об этом памятнике, проект установки который предлагается обсудить с местным населением и о последующем развитии прилегающей к памятнику территории.
Поэтому, при обсуждении данного вопроса в поселковом совете ветеранов было предложение об установке памятника на берегу моря (возле пансионата "Динамикс"), где он был бы истирическими событиями и логически связан с историей поселка.
Насколько мне известно, предложение не нашло поддержки при рассмотрении на сессии поссовета, где мнения разделились. Голова поссовета С.А. Кривобоков предлагает установку такого памятника ( и памятника "Защитникам черноморских рубежей") провести на пустыре в районе кольца при вьезде в поселок со стороны Евпатории, напротив заправки.
Поэтому вопрос остается открытым и по-моему требует вынесение его на обсуждение широких слоев населения поселка и района.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей