LNick писал(а):А вот кто бы мог объяснить назначение этого канала в скале (есть еще такие по побережью). Это возле современного "Динамикса"
Я бы смог попытаться объяснить. Это не абсолютная истина. Многие вещи домысливались на основании туманных воспоминаний. Если кто может поправить – милости прошу.
Но для начала, относительно продолжения этой фразы:
«(есть еще такие по побережью)». Если речь идет о каналах на
"Мостках", то это разные вещи.
"Мостки", насколько я понимаю – это фантазия природы. А вот канал, что на снимке – это рукотворный объект. Ну, может быть и не совсем рукотоврный, но приспособленный. Это остатки портовой инфраструктуры.
Я осознаю, что многими патриотами Черноморского, я буду предан анафеме, но тем не менее заявляю, находясь в здравом уме и трезвой памяти, что в настоящее время в бухте
"Узкая" морского порта не существует. Он существовал примерно до момента распада СССР. А теперь его нет, хотя некоторые портовые сооружения и остались.
А нет его потому, что отсутствует тот комплекс сооружений, который обеспечивает безопасное плавание на акватории бухты.
Теперь еще одна «революционная» фраза. Несмотря на простоту береговой линии, бухта
«Узкая» - это довольно сложный объект в навигационном плане и не каждый капитан, на свой страх и риск, без нужды будет швартоваться, скажем, у мола.
Кто-то может возразить: «Так ведь плавают же!!!» Да, плавают. Но суда с осадкой не более 2-х метров. Все что выше – это аттракцион повышенной глупости.
Сложность навигации в бухте косвенно подтверждается наличием двух береговых створных знаков.
Вообще, тема пота очень емкая и интересная. Если будет время, то я постараюсь черкнуть пару строк для обсуждения.
А теперь вернусь к конкретной теме. К каналу.
Продолжим об инфраструктуре. В настоящее время отсутствует один из основных элементов. Бакен на входе в бухту. Этот бакен определял начальную точку, ориентируясь на которую можно было безопасно войти в акваторию.
Для примера я поместил ниже небольшой фрагмент карты.

- БухтаКарта.jpg (35.9 КБ) 4591 просмотр
На этом фрагменте хорошо видно условное обозначение этого бакена. Я думаю, что многие пользователи Форума помнят его. Особенно романтично было наблюдать за ним ночью. За мигающей точкой посреди глади моря.
Но вы все, конечно, понимаете, что для того, чтобы огонь горел, для него нужно топливо. И постоянный уход. Этим занималась специальная портовая служба, в ведении которой находились и центральный бакен, и створные знаки, как в бухте, так и близлежащие, а так же маяк на конце мола.
Основной, так сказать офис, этой службы располагался в помещении возле створа, в районе «Динамикса».
(это можно видеть на схеме в конце заметки)
Насчет того, жил ли там кто-нибудь не знаю. Маловероятно. Но складские помещения и контора были именно там. Там хранились баллоны с газом. Сгорая, этот газ и был источником света. Что за газ – точно сказать не могу. Но большое подозрение что ацетилен. По крайней мере, баллоны были именно такой формы, какие используют сейчас газосварщики.
Эти баллоны доставлялись специальным катером.
На фото, размещенном пользователем
LNick, отчетливо виден канал. Но отсутствует очень важный элемент. Это рельсы. Обычные рельсы по одной штуке справа и слева от канала. Эти рельсы образовывали своеобразный пандус. По этому пандусу можно было перемещать катер, который использовался для обслуживания маяков.
Катер и небольшую лодку я видел на территории маячного комплекса. А причем здесь канал, спросите вы?
Конструкция катера была такова, что винт и руль выступали за пределы киля корпуса. И чтобы не повредить эти элементы при подъеме и опускании катера и использовался канал.
На рисунке ниже я графически изобразил фазы транспортировки. Надеюсь, доступно.

- Канал нужен был для того, чтобы не повредить винт и руль при подъеме - спуске катера на воду.
- КатерМореОбр75.jpg (33.92 КБ) 4591 просмотр

- Мы славно потрудились, и славно отдохнем.
- КатерРельсы75.jpg (33.02 КБ) 4591 просмотр
Катер я видел только на берегу. В деле ни разу.
Рельсы, как мне кажется, вспомнить могут многие. Так, что моя версия не совсем фантастическая.
Процесс кажется невообразимо сложным. А, что было делать??? Никто не обещал, что будет легко.
В заключении общий план с поясняющими выносками. Как бы с высоты птичьего полета.

- Хозяйство по обслуживанию маяков
- ПланКанала65.jpg (26.1 КБ) 4591 просмотр