Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Черноморское: места отдыха, учебы и работы, парки и магазины, пляжи, городские улицы. Территориальные образования в районе.
Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 13 мар 2009, 10:02

Следующим древним поселением расположенным от Марьино (Джан-Бабы) в сторону Атлеша был Ойрат. Точно определить сейчас трудно, был ли Ойрат расположен на месте современного Морского или чуть севернее. Но скорее всего первая версия имеет больше шансов на жизнь.
Сейчас Морское- это несколько строений, и прекрасный пляж протянувшийся в сторону Марьино. По рассказам местных жителей раньше в этом месте была база отдыха какого то авиационного отряда, и летчиков вместе с семьями привозили сюда отдыхать на самолетах. Я думаю речь идет о небольших самолетах, способных садится на поле без ВПП или даже о гидросамолетах. Но тем не менее тема мне показалась интересной и я постарался исследовать ее по материалам в сети. И вот что мне удалось найти.
По всей видимости аэродром и база возникли не на пустом месте. Данный участок берега использовался немцами еще во время ВОВ. Вот что мне удалось найти.
Сейчас уже нелегко восстановить в
памяти все последовательно, но не могу не вспомнить следующее: в конце
августа 1941 года, идя из Одессы, на переходе от мыса Тарханкут до
рейда порта Евпатория, в районе мыса Урет — пароход «Фабрициус»,
имевший на борту свыше двух тысяч человек эвакуируемого населения и
промышленного оборудования, в сопровождения корабля «Червоный казак» и
тральщика, в сумерках подвергся атаке двух фашистских поплавковых
самолетов-торпедоносцев, впервые появившихся на коммуникациях.Самолеты
стартовали на фоне высокого обрывистого и темного берега
и были
встречены огнем с «Фабрициуса» и охранявших его кораблей с очень малой
дистанции, отчего маневр уклонения произвести было уже невозможно. Две
пущенные одним из торпедоносцев торпеды, судя по воздушным следам,
оставляемым ими на поверхности моря, буквально уперлись в левый борт
парохода в района мостика. Однако взрыва не последовало. Все
находившиеся на палубе люди буквально онемели от ужаса, понимая, что
происходит. Я перебежал на правый борт и увидел. что эти два следа
торпед, точно пронизав насквозь корпус судна, вновь появились уже с
правого борта и быстро помчались вдаль.Две торпеды, брошенные
торпедоносцем с малой дистанции, буквально в упор, совершая вначале
«синусоидальное» движение, дошли до корпуса судна на своей «нисходящей»
ветви и поэтому не ударили в борт парохода, а прошли под его днищем.
Можно легко представить, что если бы взрывы торпед произошли,— гибель
«Фабрициуса» была бы молниеносной.
Скорей всего здесь все таки была какая то немецкая структура, на остатках которой потом возникла база и аэродром.
Как удалось выяснить, впоследствии на этой территории располагаась база отдыха Кировоградского летно-штурманского училища.
Сейчас в этом месте располагается база отдыха ГЛАУ (Государственная лётная академия Украины)
Так что теория про связь летчиков и Морского, а также существования аэродрома на Тарханкуте имеет право на жизнь .
glau.jpg
glau.jpg (62.29 КБ) 8919 просмотров
морское.jpg
морское.jpg (54.39 КБ) 8939 просмотров
morskoe.jpg
morskoe.jpg (57.77 КБ) 8931 просмотр

Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 13 мар 2009, 12:15

lw.jpg
lw.jpg (29.32 КБ) 8887 просмотров
То что гидросамолеты немцев базировались на Тарханкуте, сведения уже имеются.
На Черном море гидроавиация Люфтваффе к началу войны была представлена только одним 8-м отрядом ПСС, имевшем на вооружении поплавковые гидросамолеты Не-59. Самолеты отряда не только занимались своими прямыми обязанностями, одной из первых подобных операций стало спасение 26 июня советских моряков с погибшего у Констанцы лидера "Москва", но вели морскую разведку и искали советские подводные лодки. В конце июля к ним добавились три "арадо-196", переброшенных со Средиземного моря из состава SAGr126. Позже к ним добавились летающие лодки "дорнье-24". А в начале декабря на юг отправились "освободившееся" на Балтике Ar-196 из 2-го и BV-138 из 3-го отрядов SAGr125. Впрочем, самолеты 2./125 через месяц убыли в длительную "командировку" на Средиземноморье, откуда вернулись только в 1943 году.
Первоначально практически вся немецкая гидроавиация была сосредоточена в одном месте - в румынской Констанце. Постепенно, продвигаясь вслед за частями Вермахта, гидросамолеты Люфтваффе освоили Николаев и Мариуполь (в 1941 году), а затем и гидроаэродромы Крыма. Так, на 1 июня 1942 года немецкие гидросамолеты базировались в Констанце, Ак-Мечети, Таганроге и Багерово. Чуть позже к этому перечню добавились Севастополь и озеро Тобечикское южнее Керчи.
Источник: http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/gidro/gidro.html
Но все таки очень хочется найти след нахождения немецкого аэродрома именно на месте Морского, на мысе Урет.

Аватара пользователя
Тор
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 11 май 2007, 10:52
Откуда: Киев

Re: Моское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Тор » 13 мар 2009, 13:03

Сергей А писал(а):Данный участок берега использовался немцами еще во время ВОВ. Вот что мне удалось найти.
Сейчас уже нелегко восстановить в
памяти все последовательно, но не могу не вспомнить следующее: в конце
августа 1941 года, идя из Одессы, на переходе от мыса Тарханкут до
рейда порта Евпатория, в районе мыса Урет — пароход «Фабрициус»,
имевший на борту свыше двух тысяч человек эвакуируемого населения и
промышленного оборудования, в сопровождения корабля «Червоный казак» и
тральщика, в сумерках подвергся атаке двух фашистских поплавковых
самолетов-торпедоносцев, впервые появившихся на коммуникациях.Самолеты
стартовали на фоне высокого обрывистого и темного берега
....
Очень, интересная информация, спасибо, Сергей. Однако зря Вы привели эту ссылку. В конце августа 1941 года Крым был еще в наших руках, да и в ссылке прямо говорится, что шли они на пароходе «Фабрициус» в Евпаторию. А гидросамолеты взлетели с воды, а не с берегового аэродрома. Видно, сидели там в засаде - прилетели с Румынии, сели на воду возле высокого тарханкутского берега и дожидались там подходящую цель.
"...пессимисты только отравляют людям настроение, оптимисты же ввергают их в катастрофу". (с)

Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 13 мар 2009, 13:29

Может быть немцев и не было Но местные жители точно утверждают что самолеты садились. Значит должны были быть емкости с горючим, может какая то инфроструктура. Ну с чего им делать базу в голой степи? Даже не в селе. Вообще про Урет не много информации, а место очень интересное.
Но зато у нас появилась зацепка что авиация базировалась в Ак-Мечети. Можно копать в том направлени. А по этой ссылке про аэродром, может кто из летчиков, когда то отдыхавших в Морском откликнется и расскажет много интересного.
Последний раз редактировалось Сергей А 13 мар 2009, 14:22, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 13 мар 2009, 13:51

Вот уже 5 лет мучил меня вопрос что же это за башни на Тарханкуте такие, тянущиеся от поворота на Морское, вдоль берега в сторону Атлеша.
Изображение
Сел наконец таки разобрался. Точное название этого сооружения- Створ мерной линии девиационного полигона. Оказывается побережье Тарханкута используется как полигон. К счастью не ракетный. В еще недалеком времени для точной настройки навигационных приборов корабля требовался специальный девиационный полигон. Такие полигоны сооружались на берегах морей и даже на реках. Недавно смотрел передачу по телевизору про девиационный буй на Днепре. Интересно. Но тем не менее вернемся к Тарханкуту. Я не буду точно приводить формулы и расчеты, которыми пользуется штурман корабля при ориентировке на створы мерной линии при девиации корабельного компаса. Они очень сложны.
stvor1.jpg
stvor1.jpg (74.65 КБ) 8886 просмотров
Гораздо интересней другая информация. Оказывается эти строения и территория около них арендуется Российской федерацией или совместно используются вместе с Украиной по межправительственному соглашению.
И относятся к средствам навигационного оборудования 47-го района гидрографической службы Черноморского флота.
Когда то к навигационным створным знакам предьявлялись высокие требования. Вот несколько примеров:
-Фундаменты рассчитаны на действие ветра с пульсацией и на сейсмическое воздействие интенсивностью 9 баллов. -Фундаменты из монолитного армированного бетона. Марка бетона В15. Подготовка под фундамент песчаная. -Бетонирование монолитных фундаментов бетоном В15 производится с виброуплотнением глубинным вибратором ИВ-67.
-Конструкция створных знаков, согласно типовым решениям, принята в виде цилиндрической башни с глухими стенами . -Входные металлические двери имеют замки повышенной секретности.
Не знаю остались ли там еще двери с супер секретными замками. А вот то что ответил еще на один вопрос рад.
Использован источик : http://www.novostroy.ru/law/direct.php?num=1054735&id=82&sort=num1&type=gov

Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 13 мар 2009, 14:43

Есть еще сведения, что на Тарханкуте был авиационный полигон для бомбометания. И что даже отселялись люди из населенных пунктов. Может у кого есть информация?
Вот снимочек из Гугл мап интересный. Вроде как мишень для авиации выглядит. Может есть другие соображения?.
В сущности воронок не должно быть. Кидали скорей всего болванку. Потом опять таки авиационый полигон, база отдыха летчиков, рассказы местных. Связь где то есть. Надо искать.
Poligon.jpg
Poligon.jpg (88.07 КБ) 8901 просмотр

b.alexx
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 24 ноя 2008, 15:43
Откуда: Харьков-Черноморское

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение b.alexx » 16 мар 2009, 13:19

Аэродром был в с.Межводное ,даже какое-то время были пасажирские рейсы ,но было это лет 20-25 назд. В районе с.Марьино была скорее ВПП , а не аэродром и располагалась она где-то западнее Окуневского озера ближе к Кунану(Красносельское).

Аватара пользователя
Сергей А
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
Откуда: Львов

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Сергей А » 16 мар 2009, 14:29

Я так понимаю что это место возле Окуневки похоже на полосу аэродрома.
aeroport.jpg
aeroport.jpg (43.53 КБ) 8898 просмотров

Аватара пользователя
vot
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 09 авг 2007, 16:22
Откуда: Мюнхен

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение vot » 20 мар 2009, 17:56

именно ... году в семдесят последнем летал из Межводного на "кукурузнике" в Николаев

незабываемые впечатления для детского организма от "воздушных ям"
а зовут меня Сергей, жил и работал в банке на Димитрова

Аватара пользователя
Димон
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
Откуда: Черноморск

Re: Морское, Ойрат, мыс Урет. Аэродром на Тарханкуте.

Сообщение Димон » 21 мар 2009, 09:57

Самолеты летали вплоть до конца 80-х. Во всяком случае помню, подъезжая к Межводному, кукурузники на поле стояли...
Не знал, что даже до Николаева летали. В основном рейсы были до Симферополя (аэропорт "Заводское")...
Если Вы нашли ошибку в моем сообщении, выделите его мышкой и нажмите alt+f4

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей