Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годов
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал ушедшим в вечность
Вчера отснял "живые" адмиралтейские якоря, которые планируем устанавливать на мемориал.
( высота 4 м 20 см, размах лап 3 м, вес ~ 5 т или 320 пудов)
Для использования вида и характеристик при проектировании.
(местность временного хранения изменена )
( высота 4 м 20 см, размах лап 3 м, вес ~ 5 т или 320 пудов)
Для использования вида и характеристик при проектировании.
(местность временного хранения изменена )
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал ушедшим в вечность
На мой запрос в адрес командующего Черноморским флотом об оказании помощи по организации работ и участии в строительстве мемориала "Ушедшим в море навсегда" пришел такой ответ (прощаю некоторые неточности в тексте):
Разъяснения понятны и приняты на вооружение, спасибо, что указан дополнительный путь приложения усилий!
Есть еще один популярный, веками опробованный народный путь, не подвластный национальному сметно-бюджетному финансированию - общественный сбор средств и пожертвований граждан любой национальной принадлежности.
После длительного обсуждения появилось мнение, дабы навсегда и однозначно решить вопрос о смысловом акценте названия мемориала как памятника вооруженным защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной войны, изменить его название на:
"Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годов"
Предложение к модератору - изменить название этой темы в соответствии с вновь поступившим предложением,
"Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годов"
Разъяснения понятны и приняты на вооружение, спасибо, что указан дополнительный путь приложения усилий!
Есть еще один популярный, веками опробованный народный путь, не подвластный национальному сметно-бюджетному финансированию - общественный сбор средств и пожертвований граждан любой национальной принадлежности.
После длительного обсуждения появилось мнение, дабы навсегда и однозначно решить вопрос о смысловом акценте названия мемориала как памятника вооруженным защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной войны, изменить его название на:
"Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годов"
Предложение к модератору - изменить название этой темы в соответствии с вновь поступившим предложением,
"Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годов"
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- Архангел
- Инквизитор
- Сообщения: 263
- Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 16:37
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал ушедшим в вечность
А есть имена экипажа? ведь, по всей видимости, это и есть тот самый ИЛ-2LNick писал(а):
Наши потери составили один Ил-2, сбитый огнем зенитной артиллерии..."
С уважением, Фоменок А.С.
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Есть 23 фамилии авиаторов, на два экипажа-точное указание-"...сбиты огнем ЗА противника в районе Ак-Мечети...". Но дело даже не в том, а в том, что из двух членов экипажа ИЛ-2 найдены останки ОДНОГО, кто из них, если на то пошло?
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Сегодня по украинскому каналу "1+1" в телевизионной службе новостей 21:00 прошла информация об обнаружении на дне Черного моря в районе п-ова Тарханкут (Крым) подводной лодки Щ-216 времен ВОВ.
Справку об этой субмарине и ее экипаже я уже приводил в начале темы, но не поленюсь теперь выложить более широкий материал для заинтересованных людей
"Подлодка «Щ-216»
подводная лодка X-бис серии
Подводная лодка заложена под стапельным номером 1085 на заводе № 200 в Николаеве 23 июля 1939 года. 30 мая 1940 года субмарина спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны «Щ-216» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Карбовского Григория Ефстафьевича, который был назначен на субмарину в феврале 1941 года, в составе отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ, находясь на ходовых испытаниях в Николаеве. 3 июля 1941 года корабль прибыл в Севастополь и 17 августа вступил в строй. «Щ-216» являлась единственной подводной лодкой X-бис серии на Черном море.
С 24 августа по 13 сентября корабль находилась на дозорной позиции у мыса Сарыч (позиция № 2), где встреч с противником не имел. Второе крейсерство субмарины проходило у берегов Болгарии. Утром 19 октября «Щ-216» прибыла в район у мыса Зейтин-бурну (позиция № 24). Поход оказался безуспешным из-за нервозной обстановки создаваемой командиром в центральном посту: вечером 20 октября севернее Босфора «Щ-216» атаковала буксир, но торпеда прошла мимо, так как выстрел был произведен с опозданием в момент циркуляции, а 31 октября из-за неправильного маневрирования был упущен момент для атаки одиночного судна. При повторном выходе в этот же район, который состоялся в конце ноября – середине декабря встреч с противником не было. 16 декабря «Щ-216» прибыла в Туапсе для проведения навигационного ремонта. Только 20 декабря 1941 года подводная лодка наконец-то официально вошла в состав Черноморского флота. Вновь вступив в строй 15 февраля 1942 года «Щ-216» была снова направлена к болгарскому побережью. В ночь на 18 февраля подводная лодка прибыла в назначенный район к мысу Куру-бурну (позиция № 37). На протяжении всего крейсерства «Щ-216» имела многочисленные контакты со шхунами, но, считая их турецкими, Карбовский не атаковал. Атака единственного обнаруженного одиночного транспорта, шедшего в южном направлении, сорвалась из-за тумана и заклинивания горизонтальных рулей. Вернувшись в Туапсе, подводная лодка получила задание доставить в Севастополь важные документы штаба ЧФ. Утром 10 марта в подходной точке фарватера № 3 она передала пакет на борт «БТЩ-413», после чего благополучно вернулась обратно. 23, 24 и 25 марта Туапсе подвергся ожесточенным налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиабомба. Два командира погибли. На следующий день в результате авианалета легко ранен командир «Щ-215» капитан-лейтенант Карбовский. Ранение не помешало ему 28 марта возглавить свой корабль в походе к мысу Куру-бурну (позиция № 37). Действуя на коммуникации Босфор – Бургас подводная лодка ничего кроме десятка шхун не обнаружила. Прибыв в базу «Щ-216» встала на гарантийный ремонт, который продлился до середины августа. Вступив в строй, подводная лодка снова была направлена к Куру-бурну, но, как и в предыдущие патрулирования, в этом районе цели для нее так и не появились.
Открыть победный счет удалось только в следующем боевом походе к мысу Олинька (позиция № 44). Первая атака днем 7 октября не удалась. «Щ-216» выпустила две торпеды по конвою, выходящему из Сулины. Через две минуты на подводной лодке зафиксировали два взрыва, а при осмотре горизонта командир наблюдал клубы черного дыма. По данным противника торпеды прошли под целью и взорвались при ударе о мол. Вечером 10 октября в точке 44°57' с.ш./ 29°46,6' в.д. атаке «Щ-216» подвергся конвой в составе румынского транспорта «Карпати» (4.336 брт) с грузом немецкого военного имущества под охраной двух немецких катерных тральщиков «R-165» и «R-166». Подводная лодка проводила атаку из надводного положения, поэтому присутствующие на мостике могли наблюдать попадание торпеды и гибель судна. Сопровождающие транспорт корабли контратаковали, сбросив на безопасном удалении от погрузившейся субмарины 6 глубинных бомб. Однако, уже следующее патрулирование этого района в конце ноября – начале декабря показало, что противник усилил свою противолодочную оборону. Вечером 21 ноября «Щ-216» была обнаружена и атакована вражеским сторожевым катером. Шесть сброшенных им глубинных бомб легли достаточно точно: на субмарине вышла из строя гидроакустическая станция, лаг, эхолот, ряд измерительных приборов и некоторые механизмы, в легком корпусе образовались вмятины, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду. Несмотря на повреждения, подводная лодка продолжила патрулирование, лишь 29 ноября ей было приказано отойти в район Траханкут – Евпатория (позиция № 49) в связи с тем, что в районе первоначального действия «Щ-216» планировалась набеговая операция советских кораблей. Следующие три боевых похода к Тарханкуту (позиции № 53, № 72 и № 82-б) в феврале, марте-апреле и мае-июне 1943 года прошли безрезультатно. Встреч с противником не было. Лишь в ходе последнего патрулирования подводная лодка 12 июня обнаружила вражеский конвой, состоящий из барж, но не смогла провести атаку из-за большого курсового угла. С середины июля «Щ-216» патрулировала в районе Босфора. Здесь противника долго ждать не пришлось. Три раза (21 июля и два раза 29 июля) подводная лодка не смогла выйти в атаку из-за действий кораблей эскорта конвоев. Днем 6 августа «Щ-216» выпустила три торпеды по наливному судну под охраной румынских эсминцев и нескольких сторожевых катеров. Одна из торпед попала в носовую часть германского (бывшего французского) танкера «Фируз» (7.327 брт) с грузом газойля. Транспорт удалось спасти (в дальнейшем он переименован в «Фредерикс» и тяжело поврежден «Л-4» 11 мая 1944 года, захвачен советскими войсками в Констанце и названый «Волганефть» ходил под советским флагом), а подводная лодка подверглась контратаке эсминца «Реджеле Фердинанд», который сбросил в месте предполагаемого нахождения субмарины 37 глубинных бомб. На «Щ-216» получили повреждения ряд электроизмерительных приборов, арматура воздухопровода воздуха высокого давления, заклинена захлопка глушителя дизеля. Подводникам пришлось пережить еще несколько неприятных часов, так как спустя некоторое время они снова услышали взрывы глубинных бомб и посчитали, что противник продолжает преследование. (В это время германский охотник «Uj-116» атаковал находящуюся неподалеку «М-35»). Утром 10 августа «Щ-216» прибыв в Батуми, на следующий день встала на текущий ремонт. Декабрьское патрулирование у мыса Тарханкут (позиция № 101) снова не принесло удачи. Все три попытки (в ночь на 4 и утром 4 декабря, утром 8 декабря) сблизиться с конвоем сводились на «нет» противолодочными силами противника. В свой последний поход с задачей патрулирования района северо-западнее мыса Тарханкут (позиция № 101) «Щ-216» вышла вечером 6 февраля 1944 года. Известно, что утром 10 февраля в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. «Щ-216» атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира субмарины подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. (Одна из торпед взорвалась в 100 метрах от борта большого охотника «Uj-106»). Больше на связь «Щ-216» не выходила и в базу не вернулась. По поводу гибели субмарины существуют различные версии. Подлодка могла подорваться на мине заграждения «S-77», выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По другим данным «Щ-216» 16 февраля стала жертвой глубинных бомб охотников «Uj-103» и «Uj-104» в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По наиболее вероятной версии «Щ-216» стала жертвой глубинных бомб германских охотников «UJ-103» и «Uj-106» утром 17 февраля 1944 года в 70 милях юго-западнее мыса Тарханкут. Проводившие поиск отставшей от конвоя баржи в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. корабли заметили торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги. Есть информация, что в сентябре 1980 года корпус субмарины был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о ее водолазном исследовании нет. Вместе с «Щ-216» погибло 47 членов экипажа.
15 боевых походов.
24.08.1941 – 13.09.1941
16.10.1941 – 04.10.1941
27.11.1941 – 16.12.1941
15.02.1942 – 06.03.1942
08.03.1942 – 11.03.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
28.03.1942 – 16.04.1942
17.08.1942 – 05.09.1942
27.09.1942 – 21.10.1942
18.11.1942 – 07.12.1942
01.02.1943 – 21.02.1943
24.03.1943 – 13.04.1943
27.05.1943 – 16.06.1943
16.07.1943 – 10.08.1943
07.11.1943 – 27.12.1943
06.02.1944 – на базу не вернулась (плановый срок возвращения 4 марта 1944 г)
6 торпедных атак (1 атака, вероятно), выпущено не менее 15 торпед.
Потоплен 1 транспорт (4.336 брт), 1 танкер (7.327 брт) поврежден.
10.10.1942 ТР «Карпати» (4.336 брт)
06.08.1943 ТН «Фируз» (7.327 брт) – поврежден.
Погибли на борту подводной лодки «Щ-216» 17 февраля 1944 года:
1.Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., капитан 3-го ранга, командир корабля.
2.Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3.Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-3.
4.Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
5.Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
6.Савин Павел Андриянович, 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы.
7.Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.
8.Байков Михаил Иванович, 1915 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
9.Ефимов Герман Астафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
10.Свистун Фёдор Петрович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
11.Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
12.Паншин Евгений Васильевич, 1912 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.
13.Грузан Степан Тихонович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
14.Черняев Иван Никитович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения элетриков.
15.Иванов Иван Петрович, 1921 г.р., старшина 1 статьи, кок.
16.Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
17.Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
18.Ткаченко Иван Фёдорович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения скрытой корабельной связи (шифровальщик).
19.Баранов Иван Фёдорович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
20.Саунин Сергей Михайлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
21.Гуренко Илья Григорьевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
22.Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
23.Белоусов Степан Трофимович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.
24.Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков
25.Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.
26.Бурчак Иван Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, трюмный.
27.Рапотин Иван Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
28.Растилов Григорий Александрович. 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
29.Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
30.Самойленко Виктор Иванович, 1922 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
31.Гулидов Иван Осипович, 1923 г.р., краснофлотец, электрик.
32.Дроздов Фёдор Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
33.Перегородов Владимир Лукьянович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
34.Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
35.Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
36.Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
37.Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.
38.Максименко Алексей Илларионович, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
39.Сигаев Анисим Филиппович, 1915 г.р., краснофлотец, моторист.
40.Фомин Виктор Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист.
41.Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.
42.Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.
43.Черне Григорий Моисеевич, 1919 г.р., краснофлотец, строевой.
44.Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ «Щ-207», прикомандированный к экипажу «Щ-216» на боевой поход.
45.Астанин Юрий Андреевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
46..Жуков Пётр Петрович, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им..Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
47.Комаров Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
И еще. С начала 1943 года основным районом патрулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привлекал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими портами. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни прошли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, поразила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не затонуло. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских противолодочных сил не могла не сказаться на результатах действий черноморских подводников. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.
Основная боевая нагрузка на подплав легла в это время на обнаружение и потопление плавсредств противника, нарушение его морских коммуникаций в северо-западном районе Черного моря. Боевые позиции переместились в прибрежные районы Тарханкутского полуострова Крыма.
И спаведливости ради придется видно побороться за историческую справедливость и торжественное захоронение экипажа ПЛ в Черноморском, да и свое последнее место стоянки субмарина должна занять на планируемом мемориале в пгт Черноморском, что безусловно повысит историческую и туристическую привлекательность поселка!
Справку об этой субмарине и ее экипаже я уже приводил в начале темы, но не поленюсь теперь выложить более широкий материал для заинтересованных людей
"Подлодка «Щ-216»
подводная лодка X-бис серии
Подводная лодка заложена под стапельным номером 1085 на заводе № 200 в Николаеве 23 июля 1939 года. 30 мая 1940 года субмарина спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны «Щ-216» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Карбовского Григория Ефстафьевича, который был назначен на субмарину в феврале 1941 года, в составе отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ, находясь на ходовых испытаниях в Николаеве. 3 июля 1941 года корабль прибыл в Севастополь и 17 августа вступил в строй. «Щ-216» являлась единственной подводной лодкой X-бис серии на Черном море.
С 24 августа по 13 сентября корабль находилась на дозорной позиции у мыса Сарыч (позиция № 2), где встреч с противником не имел. Второе крейсерство субмарины проходило у берегов Болгарии. Утром 19 октября «Щ-216» прибыла в район у мыса Зейтин-бурну (позиция № 24). Поход оказался безуспешным из-за нервозной обстановки создаваемой командиром в центральном посту: вечером 20 октября севернее Босфора «Щ-216» атаковала буксир, но торпеда прошла мимо, так как выстрел был произведен с опозданием в момент циркуляции, а 31 октября из-за неправильного маневрирования был упущен момент для атаки одиночного судна. При повторном выходе в этот же район, который состоялся в конце ноября – середине декабря встреч с противником не было. 16 декабря «Щ-216» прибыла в Туапсе для проведения навигационного ремонта. Только 20 декабря 1941 года подводная лодка наконец-то официально вошла в состав Черноморского флота. Вновь вступив в строй 15 февраля 1942 года «Щ-216» была снова направлена к болгарскому побережью. В ночь на 18 февраля подводная лодка прибыла в назначенный район к мысу Куру-бурну (позиция № 37). На протяжении всего крейсерства «Щ-216» имела многочисленные контакты со шхунами, но, считая их турецкими, Карбовский не атаковал. Атака единственного обнаруженного одиночного транспорта, шедшего в южном направлении, сорвалась из-за тумана и заклинивания горизонтальных рулей. Вернувшись в Туапсе, подводная лодка получила задание доставить в Севастополь важные документы штаба ЧФ. Утром 10 марта в подходной точке фарватера № 3 она передала пакет на борт «БТЩ-413», после чего благополучно вернулась обратно. 23, 24 и 25 марта Туапсе подвергся ожесточенным налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиабомба. Два командира погибли. На следующий день в результате авианалета легко ранен командир «Щ-215» капитан-лейтенант Карбовский. Ранение не помешало ему 28 марта возглавить свой корабль в походе к мысу Куру-бурну (позиция № 37). Действуя на коммуникации Босфор – Бургас подводная лодка ничего кроме десятка шхун не обнаружила. Прибыв в базу «Щ-216» встала на гарантийный ремонт, который продлился до середины августа. Вступив в строй, подводная лодка снова была направлена к Куру-бурну, но, как и в предыдущие патрулирования, в этом районе цели для нее так и не появились.
Открыть победный счет удалось только в следующем боевом походе к мысу Олинька (позиция № 44). Первая атака днем 7 октября не удалась. «Щ-216» выпустила две торпеды по конвою, выходящему из Сулины. Через две минуты на подводной лодке зафиксировали два взрыва, а при осмотре горизонта командир наблюдал клубы черного дыма. По данным противника торпеды прошли под целью и взорвались при ударе о мол. Вечером 10 октября в точке 44°57' с.ш./ 29°46,6' в.д. атаке «Щ-216» подвергся конвой в составе румынского транспорта «Карпати» (4.336 брт) с грузом немецкого военного имущества под охраной двух немецких катерных тральщиков «R-165» и «R-166». Подводная лодка проводила атаку из надводного положения, поэтому присутствующие на мостике могли наблюдать попадание торпеды и гибель судна. Сопровождающие транспорт корабли контратаковали, сбросив на безопасном удалении от погрузившейся субмарины 6 глубинных бомб. Однако, уже следующее патрулирование этого района в конце ноября – начале декабря показало, что противник усилил свою противолодочную оборону. Вечером 21 ноября «Щ-216» была обнаружена и атакована вражеским сторожевым катером. Шесть сброшенных им глубинных бомб легли достаточно точно: на субмарине вышла из строя гидроакустическая станция, лаг, эхолот, ряд измерительных приборов и некоторые механизмы, в легком корпусе образовались вмятины, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду. Несмотря на повреждения, подводная лодка продолжила патрулирование, лишь 29 ноября ей было приказано отойти в район Траханкут – Евпатория (позиция № 49) в связи с тем, что в районе первоначального действия «Щ-216» планировалась набеговая операция советских кораблей. Следующие три боевых похода к Тарханкуту (позиции № 53, № 72 и № 82-б) в феврале, марте-апреле и мае-июне 1943 года прошли безрезультатно. Встреч с противником не было. Лишь в ходе последнего патрулирования подводная лодка 12 июня обнаружила вражеский конвой, состоящий из барж, но не смогла провести атаку из-за большого курсового угла. С середины июля «Щ-216» патрулировала в районе Босфора. Здесь противника долго ждать не пришлось. Три раза (21 июля и два раза 29 июля) подводная лодка не смогла выйти в атаку из-за действий кораблей эскорта конвоев. Днем 6 августа «Щ-216» выпустила три торпеды по наливному судну под охраной румынских эсминцев и нескольких сторожевых катеров. Одна из торпед попала в носовую часть германского (бывшего французского) танкера «Фируз» (7.327 брт) с грузом газойля. Транспорт удалось спасти (в дальнейшем он переименован в «Фредерикс» и тяжело поврежден «Л-4» 11 мая 1944 года, захвачен советскими войсками в Констанце и названый «Волганефть» ходил под советским флагом), а подводная лодка подверглась контратаке эсминца «Реджеле Фердинанд», который сбросил в месте предполагаемого нахождения субмарины 37 глубинных бомб. На «Щ-216» получили повреждения ряд электроизмерительных приборов, арматура воздухопровода воздуха высокого давления, заклинена захлопка глушителя дизеля. Подводникам пришлось пережить еще несколько неприятных часов, так как спустя некоторое время они снова услышали взрывы глубинных бомб и посчитали, что противник продолжает преследование. (В это время германский охотник «Uj-116» атаковал находящуюся неподалеку «М-35»). Утром 10 августа «Щ-216» прибыв в Батуми, на следующий день встала на текущий ремонт. Декабрьское патрулирование у мыса Тарханкут (позиция № 101) снова не принесло удачи. Все три попытки (в ночь на 4 и утром 4 декабря, утром 8 декабря) сблизиться с конвоем сводились на «нет» противолодочными силами противника. В свой последний поход с задачей патрулирования района северо-западнее мыса Тарханкут (позиция № 101) «Щ-216» вышла вечером 6 февраля 1944 года. Известно, что утром 10 февраля в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. «Щ-216» атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира субмарины подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. (Одна из торпед взорвалась в 100 метрах от борта большого охотника «Uj-106»). Больше на связь «Щ-216» не выходила и в базу не вернулась. По поводу гибели субмарины существуют различные версии. Подлодка могла подорваться на мине заграждения «S-77», выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По другим данным «Щ-216» 16 февраля стала жертвой глубинных бомб охотников «Uj-103» и «Uj-104» в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По наиболее вероятной версии «Щ-216» стала жертвой глубинных бомб германских охотников «UJ-103» и «Uj-106» утром 17 февраля 1944 года в 70 милях юго-западнее мыса Тарханкут. Проводившие поиск отставшей от конвоя баржи в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. корабли заметили торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги. Есть информация, что в сентябре 1980 года корпус субмарины был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о ее водолазном исследовании нет. Вместе с «Щ-216» погибло 47 членов экипажа.
15 боевых походов.
24.08.1941 – 13.09.1941
16.10.1941 – 04.10.1941
27.11.1941 – 16.12.1941
15.02.1942 – 06.03.1942
08.03.1942 – 11.03.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
28.03.1942 – 16.04.1942
17.08.1942 – 05.09.1942
27.09.1942 – 21.10.1942
18.11.1942 – 07.12.1942
01.02.1943 – 21.02.1943
24.03.1943 – 13.04.1943
27.05.1943 – 16.06.1943
16.07.1943 – 10.08.1943
07.11.1943 – 27.12.1943
06.02.1944 – на базу не вернулась (плановый срок возвращения 4 марта 1944 г)
6 торпедных атак (1 атака, вероятно), выпущено не менее 15 торпед.
Потоплен 1 транспорт (4.336 брт), 1 танкер (7.327 брт) поврежден.
10.10.1942 ТР «Карпати» (4.336 брт)
06.08.1943 ТН «Фируз» (7.327 брт) – поврежден.
Погибли на борту подводной лодки «Щ-216» 17 февраля 1944 года:
1.Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., капитан 3-го ранга, командир корабля.
2.Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3.Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-3.
4.Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
5.Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
6.Савин Павел Андриянович, 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы.
7.Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.
8.Байков Михаил Иванович, 1915 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
9.Ефимов Герман Астафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
10.Свистун Фёдор Петрович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
11.Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
12.Паншин Евгений Васильевич, 1912 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.
13.Грузан Степан Тихонович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
14.Черняев Иван Никитович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения элетриков.
15.Иванов Иван Петрович, 1921 г.р., старшина 1 статьи, кок.
16.Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
17.Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
18.Ткаченко Иван Фёдорович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения скрытой корабельной связи (шифровальщик).
19.Баранов Иван Фёдорович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
20.Саунин Сергей Михайлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
21.Гуренко Илья Григорьевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
22.Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
23.Белоусов Степан Трофимович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.
24.Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков
25.Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.
26.Бурчак Иван Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, трюмный.
27.Рапотин Иван Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
28.Растилов Григорий Александрович. 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
29.Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
30.Самойленко Виктор Иванович, 1922 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
31.Гулидов Иван Осипович, 1923 г.р., краснофлотец, электрик.
32.Дроздов Фёдор Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
33.Перегородов Владимир Лукьянович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
34.Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
35.Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
36.Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
37.Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.
38.Максименко Алексей Илларионович, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
39.Сигаев Анисим Филиппович, 1915 г.р., краснофлотец, моторист.
40.Фомин Виктор Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист.
41.Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.
42.Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.
43.Черне Григорий Моисеевич, 1919 г.р., краснофлотец, строевой.
44.Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ «Щ-207», прикомандированный к экипажу «Щ-216» на боевой поход.
45.Астанин Юрий Андреевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
46..Жуков Пётр Петрович, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им..Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
47.Комаров Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
И еще. С начала 1943 года основным районом патрулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привлекал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими портами. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни прошли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, поразила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не затонуло. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских противолодочных сил не могла не сказаться на результатах действий черноморских подводников. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.
Основная боевая нагрузка на подплав легла в это время на обнаружение и потопление плавсредств противника, нарушение его морских коммуникаций в северо-западном районе Черного моря. Боевые позиции переместились в прибрежные районы Тарханкутского полуострова Крыма.
И спаведливости ради придется видно побороться за историческую справедливость и торжественное захоронение экипажа ПЛ в Черноморском, да и свое последнее место стоянки субмарина должна занять на планируемом мемориале в пгт Черноморском, что безусловно повысит историческую и туристическую привлекательность поселка!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
ТТД подводной лодки Щ-216:
Водоизмещение: надводное/подводное-586/708 тонн.
Основные размерения: 58,8 х 6,2 х 4,0 метров.
Скорость хода: надводная/подводная-14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания:
- над водой 4500 миль при 8,5 узлах,
- под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка:
- два дизеля по 800 л.с.,
- два электромотора по 400 л.с.
Вооружение:
- четыре носовых и два кормовых 533мм торпедных аппарата (10 торпед),
- два 45-мм орудия 21-К.
Глубина погружения: 90 метров.
Экипаж: 40 человек.
Водоизмещение: надводное/подводное-586/708 тонн.
Основные размерения: 58,8 х 6,2 х 4,0 метров.
Скорость хода: надводная/подводная-14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания:
- над водой 4500 миль при 8,5 узлах,
- под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка:
- два дизеля по 800 л.с.,
- два электромотора по 400 л.с.
Вооружение:
- четыре носовых и два кормовых 533мм торпедных аппарата (10 торпед),
- два 45-мм орудия 21-К.
Глубина погружения: 90 метров.
Экипаж: 40 человек.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 16:45
- Откуда: Черноморск [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Только у меня слезы на глазах? История и находка фантастическая просто, но вот думаю Черноморску лодку не отдадут не при каких обстоятельствах если, конечно, правду пишут про отсутствие воды в отсеках... Еще интересен момент консервации подобных объектов после подъема - выведение солей, стабилизация, консервация иначе металл рассыпется очень быстро на воздухе.Там все не просто очень
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Находка уникальна по своей сути!
Она требует к себе щепетильного отношения и взвешенного расчета!
Это фотографии из книги Владимира Бойко "Трагедии Черноморского подплава" (Севастополь 2012 г )
Ветеран-подводник Военно – морского флота России, капитан 1 ранга Владимир Бойко в книге «Трагедии Чер- номорского Подплава» показывает, какую огромную цену пришлось заплатить подводникам Черноморского флота за Победу в Великой Отечественной войне, годы станов- ления и в мирное время.
Книга снабжена множеством редких фотографий, предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей, интересующихся военно-морской историей XX века.
Она требует к себе щепетильного отношения и взвешенного расчета!
Это фотографии из книги Владимира Бойко "Трагедии Черноморского подплава" (Севастополь 2012 г )
Ветеран-подводник Военно – морского флота России, капитан 1 ранга Владимир Бойко в книге «Трагедии Чер- номорского Подплава» показывает, какую огромную цену пришлось заплатить подводникам Черноморского флота за Победу в Великой Отечественной войне, годы станов- ления и в мирное время.
Книга снабжена множеством редких фотографий, предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей, интересующихся военно-морской историей XX века.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Вношу новое предложение по размещению найденного раритета и органичного включения его в будущий мемориал вдоль ныне существующей стены бывшего хлебоприемного пункта (существующую стену прийдется перенести метров на 6 вглубь территории ХПП).
Как вариант:
у кильблоков ПЛ можно расположить таблицы с найденными 267-ю фамилиями защитников Родины
В плане на местности это будет выглядеть так:
Естественно, предстоит и облагораживание, освещение прилегающей площади до самой береговой черты, предусмотреть необходимо клумбы, озеленение, размещение скамеек и т.д.
Как вариант:
у кильблоков ПЛ можно расположить таблицы с найденными 267-ю фамилиями защитников Родины
В плане на местности это будет выглядеть так:
Естественно, предстоит и облагораживание, освещение прилегающей площади до самой береговой черты, предусмотреть необходимо клумбы, озеленение, размещение скамеек и т.д.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- MikoS
- Сообщения: 159
- Зарегистрирован: 06 мар 2010, 18:07
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Мемориал "Защитникам черноморских рубежей 1941-1945 годо
Последняя информация (есть видео подводной лодки).
В Крыму рассказали о планах по подъему советской подлодки, затонувшей в Великую Отечественную (ВИДЕО)
«Щука» может превратиться в музей 09.07.13 16:04
NR2.ru: http://www.nr2.ru/crimea/448084.html
В Крыму рассказали о планах по подъему советской подлодки, затонувшей в Великую Отечественную (ВИДЕО)
«Щука» может превратиться в музей 09.07.13 16:04
NR2.ru: http://www.nr2.ru/crimea/448084.html
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей