Страница 1 из 5

История Посёлка

Добавлено: 08 дек 2006, 18:37
Архангел
7 мая 1823 года генерал-губернатором Новороссийского края был назначен граф Михаил Семёнович Воронцов. В 1824 г. Он приобрёл свыше двух тысяч десятин земли на Тарханкуте. Своё имение Ак-Мечеть граф Воронцов посетил 4 июля 1834 г. Маршал Мормон (бывший адъютант Наполеона, а затем посол Франции в России), который побывал в Ак-Мечети вместе с Воронцовым писал: «… 4 июля мы посетили главную мечеть и синагогу в Козлове… Мы ездили осмотреть еще одно имение графа Воронцова в округе, который занимается особой промышленностью. Только оттуда, да еще с окрестностей Керчи, получаются ягнячьи шкурки… Красоту руна своего ягнята получают от пастбищ на северо-западе от Козлова (Тарханкут)».

Имение имеет выгодное месторасположение на Тарханкуте. Бухта была хорошо защищена от ветров и представляла удобное убежище для застигнутых бурей судов. А на северной оконечности Тарханкутского полуострова, ближе к его западному мысу, во второй половине XIX века находилось несколько полуразрушенных татарских деревень, население которых, видимо, эмигрировало в Турцию.

Селение Ак-Мечеть постепенно разрастается. В 30-х годах сюда переселили крестьян из России. А в 1838 году построили церковь, освященную во имя праведных Захария и Елизаветы.

«Обыкновенный дом» со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов». Таково описание церкви в лоции Черного и Азовского морей. «За 16-17 морских миль были видны колокольня христианской церкви, похожая на минарет, и башня на западном мысе, разрушенная в последствии Крымской Войн.». Здесь же есть упоминание о старой мусульманской мечети куполом и двумя арками, обращенными к морю, которая располагалась отдельно от других зданий. В лоции также размещен план бухты с указанием основных построек: «Идущему в Ак-Мечеть от запада… прежде покажется на восточном мысе карантин со стенами, опускающимся к морю, потом рыбный завод, кордон, здания на набережной и, наконец, соляной магазин на западном внутреннем мысе.»

В описании план-карты Евпаторийского уезда за 1835 год:
«Ак-Мечеть – дворов 20, в них мужчин – 64, женщин – 50; татарских дворов – 4, в них мужчин – 10, женщин – 5. Шейхлар – крестьянских дворов – 20, в них мужчин – 68, женщин – 48; татарских дворов – 18, в них мужчин – 42, женщин – 30.»

В 1857 г. в имении проживало 360 крестьян. На берегу была устроена каменная пристань для промышленной добычи рыбы, «вызвана была артель рыбаков из Мальты и вместе с ней выписаны отличные рыболовные снасти, завезены дубы и ялики.»

В 1865 г. в Ак-Мечети насчитывалось 85 дворов, где проживали 299 мужчин и 293 женщины. «Шейхлар составляет истинный оазис в пустынной степи, - писал в своей книге «Путешествие с зоологической целью к северным берегам Черного моря и в Крым в 1858 году» исследователь полуострова К. Ф. Кесслер. – Прекрасный парк из акаций, гледичий, уксусных деревьев, осин, тополей и верб, обширный фруктовый сад, богатые виноградники и табачные плантации свидетельствуют о том, что почва везде бывает благодарна приложенным к ней стараниям человека.»

Добавлено: 08 дек 2006, 18:54
chernomorsko
Архангел, большое спасибо за историю посёлка, за такую интересную информацию. Когда я читаю информацию на форуме, такое впечатление, что я по-прежнему отдыхаю в поселке.

Добавлено: 08 дек 2006, 19:37
Архангел
Достопримечательностью поселка является Храм Святых и Праведных Захария и Елисаветы. Здание церкви выстроенное в необычном для русской храмовой архитектуры псевдоготическом стиле, привлекало внимание своей оригинальностью и служила ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте.

Сохранившиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым «Формулярные ведомости» о церковнослужителях и церквях за 1841 год дают нам возможность представить, как выглядел храм в первой половине XIX века: «Зданием каменныя покрытая чугунною черепицею вместе с колокольнею с деревянным шпилем обитым жестью крепкой. Престол один во имя Святых и праведных Захария и Елисаветы, утварью достаточна.»

В аналогичных формулярных списках за 1866 год уточняется: «Здание каменное, не штукатуренное, с возвышающейся над ней колокольнею, оканчивающейся острым шпилем, изшитым английской жестью. Кровли, как храма, так равно и колокольни, окрашены… Храм обнесен каменною оградкою…»

В оформлении церкви просматривались элементы романской архитектуры: полукруглые арки оконных и дверных проемов, рельефы колонн во внутреннем помещении, резьба по камню.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему именно такой проект строительства церкви заказал архитектору Торричелли М. С. Воронцов? Все дело в том, что строилась она в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. Да и сам Воронцов, будучи сыном российского посланника в Англии долгое время жил за границей и питал особое пристрастие к подобным принципам строительства.

Внутреннее убранство храма особой роскошью не отличалось. Иконостас «ветхий», как указывалось в церковных документах. Описание его икон, к сожалению, не сохранилось. Но и те, которые сегодня украшают церковь, достойны особого внимания. Постепенно проясняются ранее потускневшие лики Святых на иконах Святого Стефана Саровского, Захария и Елисаветы. Изображение становится более четким. (рис.2.5). Икона «Распятие Христа» ранее принадлежала Н. И. Зубову – соратнику А. Солженицына, проживавшему в 60-е годы в п. Черноморское. После его смерти она была передана храму.

В 1860 году церковь была частично перестроена. Переделки в основном касались крыши, предположительно из-за проблемы с отводом воды. Были подвешен конек и сделаны новые фронтоны. В этот период, а может и позже, понизили шатер колокольни. Претерпел изменения и интерьер храма: демонтированы пучковые колонны, пилястры заменены на плоские с коринфскими капителями.

В XIX в. Церковь Святых Захария и Елисаветы, в основном, содержалась на средства Воронцовых, выделявшихся из доходов Ак-Мечетской экономии. Со стороны же прихожан поступали весьма скудные подаяния. Притч по штабу должен был состоять из священника, дьяка и пономаря. Их жалование составляло 300, 100, и 60 рублей соответственно. Жили церковнослужители в отведенных хозяином имения домах.

В конце 30-х – 40-е годы XIX в. служителями в храме были:
Священник: «Федор Кондратьев сын Вышневский», окончивший семинарию в 1837 году, 27 лет от роду, приехавший в Ак-Мечеть в 1838 году вместе с женой и двумя дочерьми,
Дьячок: «Федор Иванов сын Кильчевский», 22 года
Пономарь: «Иван Константинов сын Сирига», 20 лет

Добавлено: 08 дек 2006, 19:39
Архангел
Вырезки из моей кандидатской.

Добавлено: 08 дек 2006, 20:44
chernomorsko
Архангел писал(а):Вырезки из моей кандидатской.
Если так, то твой возраст не 16, а 160. Нолик забыл написать. :lol:

Добавлено: 09 дек 2006, 14:13
Елена
Ну и ну! Вот это уровень!!

Добавлено: 29 мар 2007, 12:38
Архангел
Эта работа заняла первое место в конкурсе творческих работ, который проводил наш районный Музей. Теперь его надо подтвердить во втором туре конкурса. Тема второй работы: "Суворовский редут (фортифицированое укрепление, крепость) в Черноморске". Могу дать фото основания одного из башен этого редута:

Добавлено: 28 май 2007, 20:28
chernomorsko
Посёлок, центр Черноморского района Автономной Республики Крым, границы которого совпадают с границами Тарханкутского полуострова. Расположен в удобной бухте Узкая на берегу Каркинитского залива. Население 12,6 тыс. чел. Поселок многонациональный, имеет древнюю историю. На протяжении веков состав населения неоднократно менялся. Первыми цивилизованными обитателями здесь были киммерийцы. Археологическими и документальными источниками доказано проживание на территории современного поселка греков. Они основали крупное городище Калос-Лимен, входившее в хору Херсонеса. Через несколько столетий эти места заселяют тюркоязычные племена, представители так называемой салтово-маяцкой культуры, пришедшие с Приазовья и Нижнего Дона. В ходе раскопок Калос-Лимена археологи находили характерную лепную керамику Vll-Х вв. н.э. В Х-ХИ вв. в Крым вторгаются половцы-кипчаки, пришедшие с Волги и Урала. Их обитание на Тарханкуте подтверждается археологическими находками, наиболее интересные из которых - так называемые «половецкие бабы». Одна из них была обнаружена в 1964 г. во время пахоты в окрестностях пгт. Чер-номоское. В крымскотатарский период на побережье нынешней бухты Узкая возникает селение Акмесджит, а немного позже - деревушка Шейхлар. После слияния этих двух населенных пунктов остается одно общее название - Ак-Мечеть. После присоединения Крыма к России татарское население массово эмигрировало. В 1830-е гг. граф М.С.Воронцов переселяет в Ак-Мечеть крепостных крестьян. После установления Советской власти с изменением административного деления несколько раз менялся статус поселка. С 1921 по 1924 гг., а затем с 1931 г. он являлся районным центром Ак-Мечетского, а после переименования в 1944 г. - Черноморского р-на. В наши дни Черноморское развивается как промышленный (Черноморский район превратился в центр газодобывающей промышленности, переросший в крупное производственное объединение ГАО «Черноморнефтегаз») и курортный поселок.

Добавлено: 28 май 2007, 20:47
Ясик
Во время СССР её залили бетоном

Добавлено: 28 май 2007, 20:49
тормоз
Ясик писал(а):Во время СССР её залили бетоном
Фигасе.
А больше церквей не строили, кроме Храма Святых и Праведных Захария и Елисаветы?