Черноморский матрос Яша
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Черноморский матрос Яша
На берегу Каркинитского залива АР Крым в Черноморском районе (Тарханкутский полуостров северо -западный Крым) посредине между селами Межводное (бывшее до 1948г Ярылчаг) и Северное (бывшее Чеголтай немецкий) в 1974 году после шторма произошел обвал берегового грунта обнаживший человеческие останки в матросской форме с оружием. На ложке, найденной вместе с останками, сохранилась надпись "Яша".
Последние оборонительные бои защитников Крыма проходили в данном районе после прорыва фашистами перекопской обороны 29 октября 1941 года. Затем последовала оккупация района фашистскими войсками до апреля 1944 года.
30 октября 1941 года в 16:35 наступающие на Севастополь фашистские войска уже обстреливала морская береговая батарея №54 ст л-та И И Заики расположенная в деревне Николаевка (под Севастополем).
Матросы в данном месте побережья могли находиться на позициях береговых батарей № 717 у мыса Красный (ближе к Перекопу и рядом с Бокальской косой- наиболшая вероятность). Это где-то около 8-10 км от места "находки", и дальше по побережью также на позиции береговой батареи №27 у озера Ярылчаг (но это менее вероятно).
Хотя возможно и в составе подвижных береговых батарей ЧФ №№ 725, 867, 868, 869.
Менее вероятно 2-х зенитных батарей ЧФ, или 54 озад ЧФ,
Еще в боях на Перекопе и Чонгаре активно сражались моряки черноморцы созданного 120 отдельного артиллерийского дивизиона ЧФ в составе 122, 122,123, 124, 125, 126, 127 и 727 береговых батарей.
Еще менее вероятно -7 бригады морской пехоты, т.к. последняя будучи на марше к Ишуньским позициям еще не успела вступить в боестолкновение с противником.
Данных об эсгумационных работах, произведенных в это время в этом районе (в 1974 году) в правоохранительных органах и военкомате-нет (из достоверных для меня источников). Ищу свидетели этих событий и людей, соорудивших надгробную плиту на месте захоронения.
Давайте вместе попробуем установить фамилию черноморца, может кто-то ищет своего деда. отца, брата, дядю.
Снимок оригинального размера здесь:
http://s012.radikal.ru/i319/1108/45/2d6da578fff4.jpg
Последние оборонительные бои защитников Крыма проходили в данном районе после прорыва фашистами перекопской обороны 29 октября 1941 года. Затем последовала оккупация района фашистскими войсками до апреля 1944 года.
30 октября 1941 года в 16:35 наступающие на Севастополь фашистские войска уже обстреливала морская береговая батарея №54 ст л-та И И Заики расположенная в деревне Николаевка (под Севастополем).
Матросы в данном месте побережья могли находиться на позициях береговых батарей № 717 у мыса Красный (ближе к Перекопу и рядом с Бокальской косой- наиболшая вероятность). Это где-то около 8-10 км от места "находки", и дальше по побережью также на позиции береговой батареи №27 у озера Ярылчаг (но это менее вероятно).
Хотя возможно и в составе подвижных береговых батарей ЧФ №№ 725, 867, 868, 869.
Менее вероятно 2-х зенитных батарей ЧФ, или 54 озад ЧФ,
Еще в боях на Перекопе и Чонгаре активно сражались моряки черноморцы созданного 120 отдельного артиллерийского дивизиона ЧФ в составе 122, 122,123, 124, 125, 126, 127 и 727 береговых батарей.
Еще менее вероятно -7 бригады морской пехоты, т.к. последняя будучи на марше к Ишуньским позициям еще не успела вступить в боестолкновение с противником.
Данных об эсгумационных работах, произведенных в это время в этом районе (в 1974 году) в правоохранительных органах и военкомате-нет (из достоверных для меня источников). Ищу свидетели этих событий и людей, соорудивших надгробную плиту на месте захоронения.
Давайте вместе попробуем установить фамилию черноморца, может кто-то ищет своего деда. отца, брата, дядю.
Снимок оригинального размера здесь:
http://s012.radikal.ru/i319/1108/45/2d6da578fff4.jpg
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
В районе м. Красный ( что возле Бакальской косы) сохранились остатки боевых позиций дерево-земляной береговой батареи Каркинитского сектора береговой обороны ГБ Черноморского флота № 717. Охотники за металлом уничтожают остатки ДОТа этой батареи, добывают из грунта на территории орудийных двориков крепежные болты 130 мм артиллерийских орудий.
Спутниковый снимок этого района:
На местности это выглядит так:
Полноразмерные снимки здесь:
http://i057.radikal.ru/1108/e0/9308fb8f942d.jpg
http://i038.radikal.ru/1108/d6/5d9ca73d4e95.jpg
Личным составом этого ДОТа командовал командир пулеметного взвода отдельной ББ №717
лейтенант МОЛОЖАВСКИЙ Георгий Сергеевич 1913 года рождения
Вот данные ЦВМА
Номер записи 77413728
Фамилия МОЛОЖАВСКИЙ
Имя Георгий
Отчество Сергеевич
Последнее место службы ЧФ, БС-717 пулем. взвод Каркатинский СБО
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия Не позднее 10.04.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 920
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 32
Батареей командовал капитан ГУПОЛ Никита Сергеевич, 1906 гр, погиб 7.11.41 Жена-Гупол Елизавета Стратовна г Краснодар, ул Красногвардейская, дом №8 (данных о детях нет)
Командир огневого взвода КУЛИШ Иван Емельянович, мл лейтенант, пропал б/в,
Старшина батареи ХАМАЦКИЙ Терентий Васильевич пропал б/в ноябрь 1941г
Сейчас в результате поисковой работы известны фамилии краснофлотцев батареи:
1. НОВАЛЬНЫЙ (Ковальный) Григорий Иванович 1919 гр призван Запорожским РВК, пропал б/в октябрь 1941, Отец Ковальский Иавн, Днепропетровская обл, Изорский р-н, Водянский с/с, с Сухой Хутор;
2. БОДУН Илья Яковлевич, 1920гр, призван Васильковским РВК Днепропетровской обл, пропал б/в сентябрь 1941, Отец- Бодун Яков Григорьевич Черниговская обл, Понорницкий р-н, х Водяной
3. ЛЕВУШКИН Андрей Абросимович 1903 г Краснодар рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
4. СТЕПАНЕНКО Михаил Петрович 1903 с Воронцовка Воронежской обл Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
5. ФЕДЬКО Федько Васильевич 1903 г Краснодар рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
6. ЧЕБОРАРЕВ Георгий Дмитриевич 1902 Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
7. ШАПОВАЛОВ Иван Саввич 1902 Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
8. ШАРНИН Василий Яковлевич 1901 с Б Саботар Кировской обл Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым. Вполне возможно предположить, что красноармеец мог взять на память о доме на фронт ложку своего отца с надписью "Яков".
Это данные ОБД "Мемориал", остальное буду дополнять в процессе поиска.
Просьба к читающим эти строчки, если у Вас есть возможность дополнить эти записи или выйти на родственников или сослуживцев- пишите! Это место боевых действий береговой батареи № 717 Каркинитского сектора береговой обороны и, возможно, место последнего боя многих пока неизвестных моряков- черноморцев.
Бойцы должны вернуться с войны!!!
Спутниковый снимок этого района:
На местности это выглядит так:
Полноразмерные снимки здесь:
http://i057.radikal.ru/1108/e0/9308fb8f942d.jpg
http://i038.radikal.ru/1108/d6/5d9ca73d4e95.jpg
Личным составом этого ДОТа командовал командир пулеметного взвода отдельной ББ №717
лейтенант МОЛОЖАВСКИЙ Георгий Сергеевич 1913 года рождения
Вот данные ЦВМА
Номер записи 77413728
Фамилия МОЛОЖАВСКИЙ
Имя Георгий
Отчество Сергеевич
Последнее место службы ЧФ, БС-717 пулем. взвод Каркатинский СБО
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия Не позднее 10.04.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 920
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 32
Батареей командовал капитан ГУПОЛ Никита Сергеевич, 1906 гр, погиб 7.11.41 Жена-Гупол Елизавета Стратовна г Краснодар, ул Красногвардейская, дом №8 (данных о детях нет)
Командир огневого взвода КУЛИШ Иван Емельянович, мл лейтенант, пропал б/в,
Старшина батареи ХАМАЦКИЙ Терентий Васильевич пропал б/в ноябрь 1941г
Сейчас в результате поисковой работы известны фамилии краснофлотцев батареи:
1. НОВАЛЬНЫЙ (Ковальный) Григорий Иванович 1919 гр призван Запорожским РВК, пропал б/в октябрь 1941, Отец Ковальский Иавн, Днепропетровская обл, Изорский р-н, Водянский с/с, с Сухой Хутор;
2. БОДУН Илья Яковлевич, 1920гр, призван Васильковским РВК Днепропетровской обл, пропал б/в сентябрь 1941, Отец- Бодун Яков Григорьевич Черниговская обл, Понорницкий р-н, х Водяной
3. ЛЕВУШКИН Андрей Абросимович 1903 г Краснодар рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
4. СТЕПАНЕНКО Михаил Петрович 1903 с Воронцовка Воронежской обл Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
5. ФЕДЬКО Федько Васильевич 1903 г Краснодар рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
6. ЧЕБОРАРЕВ Георгий Дмитриевич 1902 Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
7. ШАПОВАЛОВ Иван Саввич 1902 Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым
8. ШАРНИН Василий Яковлевич 1901 с Б Саботар Кировской обл Краснодарский край рядовой Пропал б/в в ноябре 1941 в р-не м Красный, Крым. Вполне возможно предположить, что красноармеец мог взять на память о доме на фронт ложку своего отца с надписью "Яков".
Это данные ОБД "Мемориал", остальное буду дополнять в процессе поиска.
Просьба к читающим эти строчки, если у Вас есть возможность дополнить эти записи или выйти на родственников или сослуживцев- пишите! Это место боевых действий береговой батареи № 717 Каркинитского сектора береговой обороны и, возможно, место последнего боя многих пока неизвестных моряков- черноморцев.
Бойцы должны вернуться с войны!!!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Что бы исключить дублирование, привожу уже найденные мной фамилии бойцов, подходящих под указанные параметры поиска:
Матрос Гохман Яков Моисеевич, 1920гр, беспартийный, призван Балтским РВК (видимо Одесской обл), пропал б/в в октябре 1941г, адрес родственников: Гойхман Г Я, Одесская обл, г. Балта, ул Котовского, 109
Матрос ср. службы 42г Яблонский Яков Борисович, школа связи ЧФ, 1918 гр, беспартийный, призван Севастопольским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, мать- Яблонская К М, г Москва, ул Чкалова, 51, кв 7
Матрос Селезнев Яков Васильевич, ОВМБ (очевидно Одесская военно-морская база, куда первоначально входила береговая батарея № 717), погребной (должность артиллеристов береговых батарей), 1919 гр, призван 1941 г Истринским РВК Московской обл, пропал б/в в ноябре 1941 г, адрес родственников: Пензенская обл, Земетчинский р-н
Матрос ср. службы 42 г Сорокин Яков Матвеевич, БО (береговая оборона), арт электрик, уроженец г Симферополь, 1923 гр, беспартийный, призван Симферополским РВК, пропал б/в в декабре 1941г, брат- Сорокин З М, г Москва, ул Ф Энгельса, 31/35, кв 13
Матрос ср. службы 39 г Дядченко Яков Кузьмич, БО КВМБ ЧФ (береговая оборона Керченская военно-морская база Черноморского флота), строевой, 1918 гр, беспартийный, призван Харьковским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, жена- Дядченко Анна Григ (очевидно Григорьевна) , г Мерефа, ул Украинская, 18
Матрос Коренчук Яков Архипович, ЭМШ, уроженец Киевской обл, Чернопольский р-н с Губны, 1921 гр, призван 1941г Снежнянский РВК ( очевидно Сталинской обл), пропал б/в в ноябре 1941г, отец- Керенчук А Н , Сталинская обл, Снежнянский р-н, Шахта №21
Матрос запаса Нехороших Яков Антонович, БМП ДВФ, пулеметчик, 1911 гр, беспартийный, пропал б/в в октябре 1941г, отец- Нехороших Антон Н , Запорожская обл, Приморский р-н, с Обиточное
Матрос ср службы 41г Скворцов Яков Павлович, Очаков сектор БО ЧФ, 1924 гр, призван Новогеоргиевским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, брат- Скворцов Иван Пав (очевидно Павлович ) , г Новогеоргиевск, Киевская 9
Матрос Гохман Яков Моисеевич, 1920гр, беспартийный, призван Балтским РВК (видимо Одесской обл), пропал б/в в октябре 1941г, адрес родственников: Гойхман Г Я, Одесская обл, г. Балта, ул Котовского, 109
Матрос ср. службы 42г Яблонский Яков Борисович, школа связи ЧФ, 1918 гр, беспартийный, призван Севастопольским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, мать- Яблонская К М, г Москва, ул Чкалова, 51, кв 7
Матрос Селезнев Яков Васильевич, ОВМБ (очевидно Одесская военно-морская база, куда первоначально входила береговая батарея № 717), погребной (должность артиллеристов береговых батарей), 1919 гр, призван 1941 г Истринским РВК Московской обл, пропал б/в в ноябре 1941 г, адрес родственников: Пензенская обл, Земетчинский р-н
Матрос ср. службы 42 г Сорокин Яков Матвеевич, БО (береговая оборона), арт электрик, уроженец г Симферополь, 1923 гр, беспартийный, призван Симферополским РВК, пропал б/в в декабре 1941г, брат- Сорокин З М, г Москва, ул Ф Энгельса, 31/35, кв 13
Матрос ср. службы 39 г Дядченко Яков Кузьмич, БО КВМБ ЧФ (береговая оборона Керченская военно-морская база Черноморского флота), строевой, 1918 гр, беспартийный, призван Харьковским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, жена- Дядченко Анна Григ (очевидно Григорьевна) , г Мерефа, ул Украинская, 18
Матрос Коренчук Яков Архипович, ЭМШ, уроженец Киевской обл, Чернопольский р-н с Губны, 1921 гр, призван 1941г Снежнянский РВК ( очевидно Сталинской обл), пропал б/в в ноябре 1941г, отец- Керенчук А Н , Сталинская обл, Снежнянский р-н, Шахта №21
Матрос запаса Нехороших Яков Антонович, БМП ДВФ, пулеметчик, 1911 гр, беспартийный, пропал б/в в октябре 1941г, отец- Нехороших Антон Н , Запорожская обл, Приморский р-н, с Обиточное
Матрос ср службы 41г Скворцов Яков Павлович, Очаков сектор БО ЧФ, 1924 гр, призван Новогеоргиевским РВК, пропал б/в в ноябре 1941г, брат- Скворцов Иван Пав (очевидно Павлович ) , г Новогеоргиевск, Киевская 9
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
По плану приведения в порядок воинских захоронений в Черноморском районе начаты работы у бывшего "Гнезда скворцов", где на берегу моря находится захоронение октября 1941 года неизвестного матроса Яши.
Ранее существовавшая версия несколько изменилась после беседы с бывшим жителем Черноморского района Кошман Алексеем Владимировичем, он вышел на связь после публикации моей статьи о матросе Яше в "Черноморских известиях", его же бабушка оказалась свидетелем событий осени 1941 года.
По рассказам старожилов в средине октября к берегу подошли два торпедных катера, с одного сгрузили для захоронения тело погибшего советского военного моряка. Накануне в ночи перед рассветом в северо-западном направлении в море были слышны звуки боя, взрывы бомб, стук пулеметов, зарево. Позже на этом месте на берег морем выбрасывались армейские одеяла, пилотки-испаньолки.
Такие пилотки в те времена носили дети, эвакуированные из Второй Испанской республики в 1936-1939 годах. В борьбе с мятежниками, поддерживаемых фашистской Италией и нацистской Германией большую помощь, в том числе и военную, как сейчас известно, оказывал защитникам республики Советский Союз. Дети патриотов тогда вывозились в Одессу а затем эвакуировались из нее в военные годы вместе с ранеными и гражданским населением.
Последний караван судов покидал осажденную врагом Одессу по приказу Верховного в ночь с 15 на 16 октября 1941 года. Крайним в строю был поставлен старый, мобилизованный для нужд Черноморского флота теплоход "Большевик". Загрузка транспортных средств проходила строго по плану эвакуации
Сейчас только можно предложить, что дети также грузились на транспорт "Большевик" в ночь на 16 октября 1941 года.
("БОЛЬШЕВИК" - грузовой теплоход, 1412 брт, ЧГМП. Капитан — Э. И. Фреймам (умер от ран, похоронен в Новороссийске).
Дата и место гибели — 16.10.41, Каркинитский зал., 45°44',6 с.ш., 32°10',2 в.д.
( По архивам ГШ ВМФ ф.3, оп.133сс, л.771, л.111-114. На переходе Одесса-Севастополь ТР шел концевым в колонне ТР ТР, эвакуирующих войска ООР из Одессы. Причина гибели-авиация. От каких средств-торпеда. В ТР попала торпеда и он быстро затонул. Место гибели 45°44',6 с.ш., 31°58' в.д. в 16 час 00 мин 16 октября 1941 г ТР шел порожняком, погибло 2 чел)
При эвакуации последнего эшелона гарнизона Одессы п/х "Большевик" шел в балласте в конце конвоя. В течение 7 ч светлого времени подвергался многочисленным атакам авиации противника; погиб в результате попадания одной из трех торпед, выпущенных по нему самолетами во время последнего налета. Погибло 16 чел. Экипаж (31 чел.) и 5 пассажиров спаслись на шлюпке. Через 1,5 ч их подобрали 2 торпедных катера ЧФ, подошедшие на помощь.)
Это официальные данные, но нельзя не допускать и того, что он не мог идти полупустым, естественным предположить, что он также был загружен "под завязку", беженцами, войсками, ранеными. Матрос Яша также мог быть как из экипажа этого теплохода (пока список погибших на нем у меня не полный) или из состава пассажиров на его борту.
Да и само звание "матрос" не совсем точное. По воспоминаниям Кошман Алексея Владимировича, который вместе со своим отцом и братом устанавливали первую плиту в августе 1994 года на месте захоронения, бабушка рассказывала им о том, что на форменной одежде "моряка" было две широких нашивки и одна "вузэнька". В непромокаемом партмоне находились документы погибшего, которые были переданы в то время в Ак-Мечеть, или в военкомат, или в райисполком.
Приказ по ВМС РККА № 52 от 16.04.1934 г."О форме одежды личного сотава ВМС РККА и правила ее ношения", глава 6 - Правила ношения нарукавных знаков различия (должностных и по специальности), cт. 54.: "Военнослужащие командного и командно-политического состава ВМС РККА, в том числе частей береговой обороны с 3-х летним сроком службы и морской авиации, в зависимости от присвоенных им служебных категорий по занимаемых на кораблях, в частях, в штабах и управлениях должностям, носят следующие знаки различия:
а) лица младшего командного состава- узкие галуны (далее идет перечисление их количества в зависимости от категорий- относится к младшему командному составу)...
б) лица среднего командного и командно-политического состава 3-4 категории-один средний галун, 5 -й категории- один средний и один узкий галун и 6-й категории-два средних галуна
в) лица старшего командного и командно-политического состава 7 категории-два средних и один узкий галун(выделено мной), 8 -й категории- три средних и 9-й категории-4 средних галуна
г) лица высшего командного и командно-политического состава: 10 -й категории-один широкий галун, 11-й категории-один широкий и один средний, 12-й категории- один широкий и два средних и 13-й категории-один широкий и три средних галуна"
Таким образом, исходя из свидетельств бабушки Кошман по указанному набору галунов военного моряка можно идинтефицировать с военнослужащим относящимся к старшему командному или командно-политического составу (современное звание- капитан 3 ранга или майор ).
По рассказам той же бабушки моряк был доставлен на берег мертвым на одном из двух торпедных катеров, которые подошли к берегу в этом месте. Фамилия погибшего оканчивалась на "ов", а звали его "Яша".
Вместе с обустройством захоронения предстоит еще длительный поиск по установлению имени погребенного военнослужащего по вновь открывшимся сведениям.
Плита, установленная в августе 1994 года семьей Кошман на месте захоронения "матроса Яши"
Общий вид места погребения на берегу моря в районе "Гнезда скворцов" с вновь установленной 16 ноября 2012 г каменной плитой для нового обелиска
У захоронения "матроса Яши" установлена новая каменная плита под сооружаемый обелиск.
Известный историк М.Э. Морозов поделился со мной схемой одного из переходов по трассе Одесса-Севастополь, она типична с небольшими уточнениями для переходов того времени.
Из сведений, почерпнутых на дайверских сайтах уже известно, что по указанным координатам "Большевика" на дне не обнаружено, место его нахождения еще неизвестно, но судя по выявленным обстоятельствам появления двух торпедных катеров у берегов близ Кула Шеих (Скалистое), видимо, было ближайшей точкой на побережье для схода на берег. Отсюда логично предположение, что местоположение "Большевика" должно быть где-то на траверзе места захоронения.
Координаты будущего памятника "Матросу Яше" Широта N 45 град 38,45' Долгота E 32 град 55,41' Высота над уровнем моря - 4 м
Ранее существовавшая версия несколько изменилась после беседы с бывшим жителем Черноморского района Кошман Алексеем Владимировичем, он вышел на связь после публикации моей статьи о матросе Яше в "Черноморских известиях", его же бабушка оказалась свидетелем событий осени 1941 года.
По рассказам старожилов в средине октября к берегу подошли два торпедных катера, с одного сгрузили для захоронения тело погибшего советского военного моряка. Накануне в ночи перед рассветом в северо-западном направлении в море были слышны звуки боя, взрывы бомб, стук пулеметов, зарево. Позже на этом месте на берег морем выбрасывались армейские одеяла, пилотки-испаньолки.
Такие пилотки в те времена носили дети, эвакуированные из Второй Испанской республики в 1936-1939 годах. В борьбе с мятежниками, поддерживаемых фашистской Италией и нацистской Германией большую помощь, в том числе и военную, как сейчас известно, оказывал защитникам республики Советский Союз. Дети патриотов тогда вывозились в Одессу а затем эвакуировались из нее в военные годы вместе с ранеными и гражданским населением.
Последний караван судов покидал осажденную врагом Одессу по приказу Верховного в ночь с 15 на 16 октября 1941 года. Крайним в строю был поставлен старый, мобилизованный для нужд Черноморского флота теплоход "Большевик". Загрузка транспортных средств проходила строго по плану эвакуации
Сейчас только можно предложить, что дети также грузились на транспорт "Большевик" в ночь на 16 октября 1941 года.
("БОЛЬШЕВИК" - грузовой теплоход, 1412 брт, ЧГМП. Капитан — Э. И. Фреймам (умер от ран, похоронен в Новороссийске).
Дата и место гибели — 16.10.41, Каркинитский зал., 45°44',6 с.ш., 32°10',2 в.д.
( По архивам ГШ ВМФ ф.3, оп.133сс, л.771, л.111-114. На переходе Одесса-Севастополь ТР шел концевым в колонне ТР ТР, эвакуирующих войска ООР из Одессы. Причина гибели-авиация. От каких средств-торпеда. В ТР попала торпеда и он быстро затонул. Место гибели 45°44',6 с.ш., 31°58' в.д. в 16 час 00 мин 16 октября 1941 г ТР шел порожняком, погибло 2 чел)
При эвакуации последнего эшелона гарнизона Одессы п/х "Большевик" шел в балласте в конце конвоя. В течение 7 ч светлого времени подвергался многочисленным атакам авиации противника; погиб в результате попадания одной из трех торпед, выпущенных по нему самолетами во время последнего налета. Погибло 16 чел. Экипаж (31 чел.) и 5 пассажиров спаслись на шлюпке. Через 1,5 ч их подобрали 2 торпедных катера ЧФ, подошедшие на помощь.)
Это официальные данные, но нельзя не допускать и того, что он не мог идти полупустым, естественным предположить, что он также был загружен "под завязку", беженцами, войсками, ранеными. Матрос Яша также мог быть как из экипажа этого теплохода (пока список погибших на нем у меня не полный) или из состава пассажиров на его борту.
Да и само звание "матрос" не совсем точное. По воспоминаниям Кошман Алексея Владимировича, который вместе со своим отцом и братом устанавливали первую плиту в августе 1994 года на месте захоронения, бабушка рассказывала им о том, что на форменной одежде "моряка" было две широких нашивки и одна "вузэнька". В непромокаемом партмоне находились документы погибшего, которые были переданы в то время в Ак-Мечеть, или в военкомат, или в райисполком.
Приказ по ВМС РККА № 52 от 16.04.1934 г."О форме одежды личного сотава ВМС РККА и правила ее ношения", глава 6 - Правила ношения нарукавных знаков различия (должностных и по специальности), cт. 54.: "Военнослужащие командного и командно-политического состава ВМС РККА, в том числе частей береговой обороны с 3-х летним сроком службы и морской авиации, в зависимости от присвоенных им служебных категорий по занимаемых на кораблях, в частях, в штабах и управлениях должностям, носят следующие знаки различия:
а) лица младшего командного состава- узкие галуны (далее идет перечисление их количества в зависимости от категорий- относится к младшему командному составу)...
б) лица среднего командного и командно-политического состава 3-4 категории-один средний галун, 5 -й категории- один средний и один узкий галун и 6-й категории-два средних галуна
в) лица старшего командного и командно-политического состава 7 категории-два средних и один узкий галун(выделено мной), 8 -й категории- три средних и 9-й категории-4 средних галуна
г) лица высшего командного и командно-политического состава: 10 -й категории-один широкий галун, 11-й категории-один широкий и один средний, 12-й категории- один широкий и два средних и 13-й категории-один широкий и три средних галуна"
Таким образом, исходя из свидетельств бабушки Кошман по указанному набору галунов военного моряка можно идинтефицировать с военнослужащим относящимся к старшему командному или командно-политического составу (современное звание- капитан 3 ранга или майор ).
По рассказам той же бабушки моряк был доставлен на берег мертвым на одном из двух торпедных катеров, которые подошли к берегу в этом месте. Фамилия погибшего оканчивалась на "ов", а звали его "Яша".
Вместе с обустройством захоронения предстоит еще длительный поиск по установлению имени погребенного военнослужащего по вновь открывшимся сведениям.
Плита, установленная в августе 1994 года семьей Кошман на месте захоронения "матроса Яши"
Общий вид места погребения на берегу моря в районе "Гнезда скворцов" с вновь установленной 16 ноября 2012 г каменной плитой для нового обелиска
У захоронения "матроса Яши" установлена новая каменная плита под сооружаемый обелиск.
Известный историк М.Э. Морозов поделился со мной схемой одного из переходов по трассе Одесса-Севастополь, она типична с небольшими уточнениями для переходов того времени.
Из сведений, почерпнутых на дайверских сайтах уже известно, что по указанным координатам "Большевика" на дне не обнаружено, место его нахождения еще неизвестно, но судя по выявленным обстоятельствам появления двух торпедных катеров у берегов близ Кула Шеих (Скалистое), видимо, было ближайшей точкой на побережье для схода на берег. Отсюда логично предположение, что местоположение "Большевика" должно быть где-то на траверзе места захоронения.
Координаты будущего памятника "Матросу Яше" Широта N 45 град 38,45' Долгота E 32 град 55,41' Высота над уровнем моря - 4 м
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Нашел описание событий 16 октября 1941 года в открытой печати:
"...Отход частей с фронта и выход конвоя прошли настолько скрытно, что противник в течение 6 часов после оставления Одессы продолжал обстреливать передний край и бомбить порт. Только к полудню он понял, что советские войска покинули город, и бросил против флота авиацию.
В этот момент головные корабли конвоя, растянувшегося на 30 миль, уже подходили к побережью Крыма.
Фашистские торпедоносцы и бомбардировщики атаковали поврежденный накануне теплоход «Грузия», пароход «Большевик», следовавший без пассажиров и груза в конце конвоя, и другие суда.
«Грузию» буксировал эсминец «Шаумян». Вместе с другими боевыми кораблями он зенитным огнем надежно прикрывал теплоход. На переходе машинная команда под руководством старшего механика В. А. Пастернака исправила повреждения, и «Грузия» получила возможность двигаться самостоятельно. Принявший командование В. А. Габуния привел судно в Севастополь, где оно было поставлено к причалу завода имени С. Орджоникидзе на ремонт.
Пароход «Большевик», выделявшийся своими размерами среди буксиров и других малых судов, стал объектом непрерывных воздушных налетов. В течение 5 часов светлого времени фашистские самолеты почти 60 раз атаковали израненное судно. Около 18 ч над ним появились три торпедоносца, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. В отчаянную схватку снова вступили торпедные катера. Два истребителя занялись ими, а остальные самолеты, словно коршуны, набросились на пароход. В течение 7–10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пулеметов и пушек. Затем последовала торпедная атака. Пароход удачно уклонился от удара. Но другой торпедоносец сумел поразить судно: торпеда попала в кормовую часть правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки трюма и главная машина. Машинное отделение и кочегарку заволокло паром. Пароход начал быстро погружаться кормой. Самолеты противника продолжали атаки, пустив в ход все свои огневые средства. Бомбы рвались у обоих бортов, несколько снарядов угодили в форпик { Форпик — носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня и простирающийся до первой поперечной водонепроницаемой переборки}. Дифферент судна достиг угрожающего размера, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были изрешечены осколками, и команде пришлось бросаться в воду. Пароход резко накренился на правый борт и пошел ко дну. На разбитые, но еще державшиеся на плаву шлюпки удалось подобрать 37 человек из 52 членов экипажа. Около 21 ч их приняли к себе на борт торпедные катера и утром 17 октября доставили в Ак-Мечеть.
В целом же охранение конвоя, включавшего около 100 судов и боевых кораблей, было надежным. Пароход «Большевик» явился его единственной потерей. В воздушных боях флотские истребители сбили 17 вражеских самолетов и еще 3 было уничтожено зенитным огнем кораблей..."
(Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1989. — 303 с., 12 л. ил.)
Здесь данные о времени налета и гибели теплохода также противоречивые, не сходятся с оперсводкой ГШ ВМФ СССР
"...Отход частей с фронта и выход конвоя прошли настолько скрытно, что противник в течение 6 часов после оставления Одессы продолжал обстреливать передний край и бомбить порт. Только к полудню он понял, что советские войска покинули город, и бросил против флота авиацию.
В этот момент головные корабли конвоя, растянувшегося на 30 миль, уже подходили к побережью Крыма.
Фашистские торпедоносцы и бомбардировщики атаковали поврежденный накануне теплоход «Грузия», пароход «Большевик», следовавший без пассажиров и груза в конце конвоя, и другие суда.
«Грузию» буксировал эсминец «Шаумян». Вместе с другими боевыми кораблями он зенитным огнем надежно прикрывал теплоход. На переходе машинная команда под руководством старшего механика В. А. Пастернака исправила повреждения, и «Грузия» получила возможность двигаться самостоятельно. Принявший командование В. А. Габуния привел судно в Севастополь, где оно было поставлено к причалу завода имени С. Орджоникидзе на ремонт.
Пароход «Большевик», выделявшийся своими размерами среди буксиров и других малых судов, стал объектом непрерывных воздушных налетов. В течение 5 часов светлого времени фашистские самолеты почти 60 раз атаковали израненное судно. Около 18 ч над ним появились три торпедоносца, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. В отчаянную схватку снова вступили торпедные катера. Два истребителя занялись ими, а остальные самолеты, словно коршуны, набросились на пароход. В течение 7–10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пулеметов и пушек. Затем последовала торпедная атака. Пароход удачно уклонился от удара. Но другой торпедоносец сумел поразить судно: торпеда попала в кормовую часть правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки трюма и главная машина. Машинное отделение и кочегарку заволокло паром. Пароход начал быстро погружаться кормой. Самолеты противника продолжали атаки, пустив в ход все свои огневые средства. Бомбы рвались у обоих бортов, несколько снарядов угодили в форпик { Форпик — носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня и простирающийся до первой поперечной водонепроницаемой переборки}. Дифферент судна достиг угрожающего размера, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были изрешечены осколками, и команде пришлось бросаться в воду. Пароход резко накренился на правый борт и пошел ко дну. На разбитые, но еще державшиеся на плаву шлюпки удалось подобрать 37 человек из 52 членов экипажа. Около 21 ч их приняли к себе на борт торпедные катера и утром 17 октября доставили в Ак-Мечеть.
В целом же охранение конвоя, включавшего около 100 судов и боевых кораблей, было надежным. Пароход «Большевик» явился его единственной потерей. В воздушных боях флотские истребители сбили 17 вражеских самолетов и еще 3 было уничтожено зенитным огнем кораблей..."
(Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1989. — 303 с., 12 л. ил.)
Здесь данные о времени налета и гибели теплохода также противоречивые, не сходятся с оперсводкой ГШ ВМФ СССР
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Сегодня смотрел оригинал оперсводки штаба ЧФ за 16 октября 1941 года по состоянию на 16 часов 00 мин. Ни слова о налетах, бомбардировки и потери теплохода "Большевик"... Привожу содержание с сохранением оригинальной пунктации:
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО Экз №2
ОПЕРСВОДКА
ШТАБ ОВР ГВМБ ЧФ
На 16.00 16.10.41 Карта № 2219
1/ а/ В 10.05 ТЩ «Взрыватель» донес: «Трижды атакован самолетами противника в районе Сычевка ».
б/ В 10.40 ТЩ «Искатель» донес: « В шир 45 град 55 мин, долг. 31 град 8 мин атакован
самолетами Ю-88. Поражений не имею ».
2/ Дислокация частей прежняя.
3/ а/ТЩ «Искатель» конвоирует ТР «Армения» по маршруту Севастополь-Одесса
б/ СКА 0102 конвоирует ТР «Жан-Жарес» по маршруту Севастополь-Одесса.
в/ ТЩ «Щит» конвоирует ТР «Котовский» по маршруту Севастополь-Одесса.
г/ СКА 011 конвоирует ТР «Абхазия» по маршруту Севастополь-Одесса.
д/ СКА СКА №№ 125, 116, 120, 122, 052, 062, 0111, 024, 041, 011, 0102, 0131, и 0141 вышли в
район Тарханкут- Тендра для встречи и конвоирования транспортов в ГБ.
е/ СКА 031 конвоирует ТР «Чапаев» по маршруту Ялта- Феодосия.
ж/ КТЩ № 99 и № 900 производили траление магнитным тралом в районе к норду от
Инкерманских створов: В 09.31 в шир 44 град 37’75, долг 33 град 26’5 под действием трала
была взорвана магнитная мина противника / № мины 13 /.
з/ КТЩ № 92 и 93 производят траление магнитным тралом в районе к зюйду от Инкерманского
створа.
и/ КТЩ № 97 производят траление «плотиком» в районе боновых ворот.
к/ СКА № 041 сбрасывал глубинные бомбы для детонации мин противника в районе
Инкерманских створов.
л/ Один самолет МБР–2 производил ВР по плану.
м/ Один самолет МБР–2 производил поиск ПЛ в зоне № 6 и один самолет в зоне № 7.
н/ Один самолет несет службу ПЛО в районе Севастополь ФВК № 6 – Тарханкут.
о/ СКА № 013 и № 053 проводили поиск ПЛ в зоне № 1.
п/ В дозоре ЭМ «ДООБ», КТЩ №№ 95 и 121.
Начальник Штаба ОВРа ГВМБ ЧФ Капитан 2 ранга /Морозов/ подпись
Командир по Оперчасти Штаба ОВРа ЧФ Капитан III ранга /Дубровский/ подпись
Отпечат 2 экз
Экз №1 ФКП ОО ШЧФ
Экз. №2 в дело
Исход. № 001461
16 октября 1941 года
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО Экз №2
ОПЕРСВОДКА
ШТАБ ОВР ГВМБ ЧФ
На 16.00 16.10.41 Карта № 2219
1/ а/ В 10.05 ТЩ «Взрыватель» донес: «Трижды атакован самолетами противника в районе Сычевка ».
б/ В 10.40 ТЩ «Искатель» донес: « В шир 45 град 55 мин, долг. 31 град 8 мин атакован
самолетами Ю-88. Поражений не имею ».
2/ Дислокация частей прежняя.
3/ а/ТЩ «Искатель» конвоирует ТР «Армения» по маршруту Севастополь-Одесса
б/ СКА 0102 конвоирует ТР «Жан-Жарес» по маршруту Севастополь-Одесса.
в/ ТЩ «Щит» конвоирует ТР «Котовский» по маршруту Севастополь-Одесса.
г/ СКА 011 конвоирует ТР «Абхазия» по маршруту Севастополь-Одесса.
д/ СКА СКА №№ 125, 116, 120, 122, 052, 062, 0111, 024, 041, 011, 0102, 0131, и 0141 вышли в
район Тарханкут- Тендра для встречи и конвоирования транспортов в ГБ.
е/ СКА 031 конвоирует ТР «Чапаев» по маршруту Ялта- Феодосия.
ж/ КТЩ № 99 и № 900 производили траление магнитным тралом в районе к норду от
Инкерманских створов: В 09.31 в шир 44 град 37’75, долг 33 град 26’5 под действием трала
была взорвана магнитная мина противника / № мины 13 /.
з/ КТЩ № 92 и 93 производят траление магнитным тралом в районе к зюйду от Инкерманского
створа.
и/ КТЩ № 97 производят траление «плотиком» в районе боновых ворот.
к/ СКА № 041 сбрасывал глубинные бомбы для детонации мин противника в районе
Инкерманских створов.
л/ Один самолет МБР–2 производил ВР по плану.
м/ Один самолет МБР–2 производил поиск ПЛ в зоне № 6 и один самолет в зоне № 7.
н/ Один самолет несет службу ПЛО в районе Севастополь ФВК № 6 – Тарханкут.
о/ СКА № 013 и № 053 проводили поиск ПЛ в зоне № 1.
п/ В дозоре ЭМ «ДООБ», КТЩ №№ 95 и 121.
Начальник Штаба ОВРа ГВМБ ЧФ Капитан 2 ранга /Морозов/ подпись
Командир по Оперчасти Штаба ОВРа ЧФ Капитан III ранга /Дубровский/ подпись
Отпечат 2 экз
Экз №1 ФКП ОО ШЧФ
Экз. №2 в дело
Исход. № 001461
16 октября 1941 года
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Читая Александра Широкорада, считающего себя выдающимся историком не перестаю удивляться его прозорливости и владению информацией.
Это из его откровений в "Борьба за Черное море" ( Москва "Транзиткнига" 2005 г. 554 л.):
"...И вот спустя почти 40 лет я написал монографию о войне на Черном море. Она основана на десятках ранее засекреченных советских документов и книг, немецких и румынских источников, а также на неподцензурных Москве книгах крымских историков...".
Итак, на стр 144 об интересующих нас событиях читаем: "...В операциях по обеспечению отхода наших главных сил участвовали 2 крейсера, 4 эсминца, 4 тральщика, 13 торпедных катеров, 34 сторожевых катера, 2 канонерские лодки, вспомогательные корабли и авиация Черноморского флота. Прикрывая транспорты на переходе морем наши истребители провели 23 воздушных боя, в результате которых было сбито 17 самолетов противника. Зенитная артиллерия конвойных кораблей сбила 3 немецких самолета. Наши потери составили 6 самолетов.
В ходе эвакуации противнику удалось потопить лишь один советский транспорт. Транспорт "Большевик" (1419т) был концевым в конвое, его по каким-то причинам не нагрузили в Одессе, и он шел порожняком. 16 октября в 16 ч. в него попала торпеда, сброшенная с Хе-111. "Большевик" быстро затонул, потери составили 2 человека.
В целом эвакуацию Одессы можно считать одной из самых удачных операций советского флота в Великой Отечественной войне..."
Честно сказать - странные цифры в потерях противника и своих войск. Должна быть такая высокая плотность авиации, учитывая даже самую результативную деятельность ПВО, что самолеты должны были роем кружить над нашим конвоем.
Немецкие летчики, которым довелось сходиться в воздушных боях с «ишачками», отнюдь не считали «ястребки» легкой добычей. Летчикам И-16 сложно было навязать свой рисунок боя пилотам скоростных мессершмиттов, но в собачьей схватке они чувствовали себя хозяевами положения. На вираже И-16 без проблем делал любой немецкий истребитель. Один немецкий летчик после схватки с И-16 в сердцах бросил: «Попробуйте загнать крысу в угол».
Но еще один пример действий 3-го ИАК в Крыму, по которому виден критерий оценки побед истребителей для командования воздушной армии: число самолетов противника к началу операции с прогрессией в виде предполагаемых пополнений во времени не должно превышать число побед; если число превышает, идет дележ-подгонка в зависимости от заслуг участвующих в операции истребительных соединений. Даже комкор Савицкий требует от подчиненных сбора подтверждений в виде обломков сбитых самолетов (это над морем-то!?)
Прикрытие транспортных перевозок в направлении Севастополь-Одесса с воздуха в районе Тарханкута возлагалось на 3-ю авиационную эскадрилью 32 истребительно-авиационного полка ВВС ЧФ дислоцировавшуюся с июля 1941 года на полевом аэродроме в Кунане (Красносельское) , ей же в боевую задачу вменялась противовоздушная оборона объектов северо-западного Крыма, нанесение бомбовых ударов по войскам противника.
Все это - лирическое отступление по поводу прочитанного у Широкорада.
Все гораздо проще, найти надо - звание, фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти погибшего воина!
Это из его откровений в "Борьба за Черное море" ( Москва "Транзиткнига" 2005 г. 554 л.):
"...И вот спустя почти 40 лет я написал монографию о войне на Черном море. Она основана на десятках ранее засекреченных советских документов и книг, немецких и румынских источников, а также на неподцензурных Москве книгах крымских историков...".
Итак, на стр 144 об интересующих нас событиях читаем: "...В операциях по обеспечению отхода наших главных сил участвовали 2 крейсера, 4 эсминца, 4 тральщика, 13 торпедных катеров, 34 сторожевых катера, 2 канонерские лодки, вспомогательные корабли и авиация Черноморского флота. Прикрывая транспорты на переходе морем наши истребители провели 23 воздушных боя, в результате которых было сбито 17 самолетов противника. Зенитная артиллерия конвойных кораблей сбила 3 немецких самолета. Наши потери составили 6 самолетов.
В ходе эвакуации противнику удалось потопить лишь один советский транспорт. Транспорт "Большевик" (1419т) был концевым в конвое, его по каким-то причинам не нагрузили в Одессе, и он шел порожняком. 16 октября в 16 ч. в него попала торпеда, сброшенная с Хе-111. "Большевик" быстро затонул, потери составили 2 человека.
В целом эвакуацию Одессы можно считать одной из самых удачных операций советского флота в Великой Отечественной войне..."
Честно сказать - странные цифры в потерях противника и своих войск. Должна быть такая высокая плотность авиации, учитывая даже самую результативную деятельность ПВО, что самолеты должны были роем кружить над нашим конвоем.
Немецкие летчики, которым довелось сходиться в воздушных боях с «ишачками», отнюдь не считали «ястребки» легкой добычей. Летчикам И-16 сложно было навязать свой рисунок боя пилотам скоростных мессершмиттов, но в собачьей схватке они чувствовали себя хозяевами положения. На вираже И-16 без проблем делал любой немецкий истребитель. Один немецкий летчик после схватки с И-16 в сердцах бросил: «Попробуйте загнать крысу в угол».
Но еще один пример действий 3-го ИАК в Крыму, по которому виден критерий оценки побед истребителей для командования воздушной армии: число самолетов противника к началу операции с прогрессией в виде предполагаемых пополнений во времени не должно превышать число побед; если число превышает, идет дележ-подгонка в зависимости от заслуг участвующих в операции истребительных соединений. Даже комкор Савицкий требует от подчиненных сбора подтверждений в виде обломков сбитых самолетов (это над морем-то!?)
Прикрытие транспортных перевозок в направлении Севастополь-Одесса с воздуха в районе Тарханкута возлагалось на 3-ю авиационную эскадрилью 32 истребительно-авиационного полка ВВС ЧФ дислоцировавшуюся с июля 1941 года на полевом аэродроме в Кунане (Красносельское) , ей же в боевую задачу вменялась противовоздушная оборона объектов северо-западного Крыма, нанесение бомбовых ударов по войскам противника.
Все это - лирическое отступление по поводу прочитанного у Широкорада.
Все гораздо проще, найти надо - звание, фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти погибшего воина!
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Под руководством председателя Межводненского совета ветеранов Проценко Вадима Емельяновича с наступлением февральских окон продолжились работы по благоустройству памятника "матросу Яше". На обломке скалы закреплена мемориальная доска, оттрасирована территория, прилегающая к памятниу, посажено два дерева грецкого ореха. На очереди установка якоря, декоративной вазы, посадка саженцев лоха серебристого.
Мероприятия по открытию памятника планируются провести (в зависимости от погодных условий) или к 23 февраля, или к 14 апреля- Дню освобождения Черноморского. На открытие будут приглашены все желающие, руководство и общественность поселка и сел района.
Вид будущего памятника на сегодняшний день.
Мероприятия по открытию памятника планируются провести (в зависимости от погодных условий) или к 23 февраля, или к 14 апреля- Дню освобождения Черноморского. На открытие будут приглашены все желающие, руководство и общественность поселка и сел района.
Вид будущего памятника на сегодняшний день.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
Сегодня продолжились работы по благоустройству памятника.
У памятника высажены, принялись и уже подают признаки жизни саженцы деревьев и цветы (две юкки).
Работы проводили энтузиасты Межводненского совета ветеранов Украины Крутой Петр Арсентьевич, Шевченко Борис Иванович, Марченко Бронислав Яковлевич, Белый Николай Ефимовичи председатель совета Проценко Вадим Емельянович. На место работ были приглашены и приняли в них участие черноморские ветераны Сапрыкин Виталий Федорович, Махинько Владимир Никифорович, Левков Николай Иванович. Отснять необходимый материал для проведения военно-патриотической работы попросили корреспондента Черноморской телерадиокомпании "Ника" Филиппову Ярославу Владимировну. Выкроил время из своего напряженного служебного графика Черноморско-Раздольненский военком полковник Молчанов Юрий Михайлович.
Торжественное открытие памятника намечается на День освобождения Черноморского района (14 апреля). Учитывая, что дата выпадает на выходной день- возможен перенос мероприятия на более ранний срок, следите за сообщениями, как говорится в подобных случаях.
У памятника высажены, принялись и уже подают признаки жизни саженцы деревьев и цветы (две юкки).
Работы проводили энтузиасты Межводненского совета ветеранов Украины Крутой Петр Арсентьевич, Шевченко Борис Иванович, Марченко Бронислав Яковлевич, Белый Николай Ефимовичи председатель совета Проценко Вадим Емельянович. На место работ были приглашены и приняли в них участие черноморские ветераны Сапрыкин Виталий Федорович, Махинько Владимир Никифорович, Левков Николай Иванович. Отснять необходимый материал для проведения военно-патриотической работы попросили корреспондента Черноморской телерадиокомпании "Ника" Филиппову Ярославу Владимировну. Выкроил время из своего напряженного служебного графика Черноморско-Раздольненский военком полковник Молчанов Юрий Михайлович.
Торжественное открытие памятника намечается на День освобождения Черноморского района (14 апреля). Учитывая, что дата выпадает на выходной день- возможен перенос мероприятия на более ранний срок, следите за сообщениями, как говорится в подобных случаях.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
- LNick
- Сообщения: 1129
- Зарегистрирован: 05 июл 2011, 18:13
- Откуда: Черноморское [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Черноморский матрос Яша
С администрацией района, органами местного военного управления, руководством Межводненского сельского совета согласованы дата и мероприятия по открытию памятника "Неизвестному матросу Яше".
Митинг-реквием планируется провести у памятника на 11 часов дня 12 апреля 2013 года, накануне Дня освобождения Черноморского района.
Приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труда и военной службы, воины-интернационалисты, военнослужащие морских и пограничных подразделений, руководство поселка, сельских советов, представители ветеранских организаций, школьники Черноморского района, духовенство и казачество, неравнодушные граждане.
Митинг-реквием планируется провести у памятника на 11 часов дня 12 апреля 2013 года, накануне Дня освобождения Черноморского района.
Приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труда и военной службы, воины-интернационалисты, военнослужащие морских и пограничных подразделений, руководство поселка, сельских советов, представители ветеранских организаций, школьники Черноморского района, духовенство и казачество, неравнодушные граждане.
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей