Село Громово и события 30 декабря 1942 г.
Добавлено: 21 дек 2011, 22:54
Село Громово (Кыпчак, ранее Бель-Авуз-Кыпчак) территориально входит в состав Окуневского (ранее с Тарпанчи Ак- Мечетского р-на)сельсовета Черноморского р-на АРК, переименовано по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года No745/3 .
В статье Л Лариной «Герои Тарханкута» ( газета «Черноморские Известия» 14.05.2008г) описываются воспоминания о событиях зимы 1942 года жительницы села Кипчак Марии Геращенко, 1922 года рождения, ныне проживающей в с. Громово. Большую поисковую работу в этом направлении провел преподаватель истории Окуневской школы, руководитель краеведческого кружка Александр Спартакович Сидоров со своими воспитанниками. Ими установлены обстоятельства переименования села, которому присвоена фамилия советского летчика.
Мария Геращенко поведала окуневским поисковикам о том, что невдалеке от их села зимой 1942 года был подбит советский самолет, который тут же был вынужден совершить посадку в поле за селом. Летчик пытался бежать, но его на машине догнали немецкие солдаты, котоые его разули, раздели, связали руки, привязали к машине и принудили бежать следом за машиной до самой Ак-Мечети. По слухам его там допрашивали6 пытали, затем отправили в евпаторийское гестапо, сведения о его дальнейшей судьбе теряются. Подбитый самолет немцы машиной подтянули к своему штабу, ныне ул. Школьная, 5, через неделю самолет исчез из села. А в гестапо фашисты допрашивали местных жителей, замеченных в попытку помочь летчику.
« В военных архивах Игорь Васильевич Громов числится пропавшим без вести. Но наша поисковая группа продолжает посылать запросы в военные архивы в надежде получить более подробную информацию о народном герое. В личном деле лейтенанта должна быть его фотография, мы надеемся пополнить школьный музей историческими документами а в селе Громово установить памятную доску с именем героя или обелиск» - подытоживал свой рассказ корреспонденту «Черноморских Известий» Александр Спартакович.
В фондах Черноморского музея - заповедника с 1984 г хранится ответ из Центрального Военно-морского архива :
«... Лейтенант Громов Игорь Васильевич, рождения 21 ноября 1918 г, уроженец г. Старая Русса Новгородской обл, в 1939 году окончил 2 курса института физкультуры и в феврале 1940 г. поступил курсантом 2-го Чкаловского военно-авиационного училища. В январе 1941 г назначен в распоряжение Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота. Приказом командующего КБФ № 0140 от 19.6.41 г воздушным стрелком бомбардиром 57 авиаполка КБФ.
В июле 1942 г был направлен воздушным стрелком бомбардиром 3 авиэскадрильи 40 авиаполка Черноморского флота.
30 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания.
Приказом Командующего ЧФ № 52с от 15.8.1942 г награжден орденом Красного Знамени.
Его отец Громов В. Д. В 1943 году проживал по адресу, г. Старая Русса, ул Декабристов, 9...».
Исторические события декабря 1942 года характеризуются ведением боевых действий на подступах к Кавказу. Именно туда были направлены все усилия командования авиационных подразделений сухопутных войск и Черноморского флота. Появление истребителей, штурмовиков в этом районе в 1942 году не предполагалось по их техническим возможностям. Значит необходимо было вести поиск уже среди экипажей тяжелой авиационной техники бомбардировочной или минно-торпедной авиации. Поиск привел к донесению начальника командного отдела ВВС ЧФ:
«Именной список безвозвратных потерь командно-начальствующего состава Военно-Воздушных сил Черноморского флота за период с 23 января по 03 февраля 1943 года» подписанный начальником командного отдела ВВС ЧФ майором Потаповым
Четвертым в списке значится:
ГРОМОВ Игорь Васильевич лейтенант, воздушный стрелок – бомбардир 3 авиэскадрильи 40 авиаполка, [на этой модели самолета третья летная обязанность – штурман ], 1918 г.р., кандидат в чл ВКП(б), уроженец города Старая Русса, из служащих, русский, призван 1939 г. Октябрьским РВК, Ленинградской обл, г. Ленинград, Октябрьский р-н, награды-орден «Красного Знамени». Холост. Не вернулся с боевого задания 30 декабря 1942 года. Жены-нет. Отец- Громов Василий Данилович. Ленинградская обл., г. Старая Русса, ул. Декабристов, 9 (ЦВМА ф.1250, оп. 2, д. 419 )
40 бомбардировочный авиационный полк (бап) был сформирован в марте 1938 г. на базе 71 бабр ВВС ВМФ. Имел на вооружении бомбардировщики СБ – 47 шт, позже - Пе-2. С июня 1941 г. по 09.03.44 г. входил в состав 63 бабр ВМФ ЧФ из 1 мтад ВМФ входящего во 2 гмтад ВМФ. На начало войны 40 бап ВВС ЧФ базировался на Крымском аэродроме Сарабуз (ныне пгт Гвардейское Симферопольского р-на). С мая 1942 г. часть экипажей полка были включены в состав Севастопольской авиагруппы
Командовали полком майор Николай Алексеевич Остряков (1938 - 04.39). Полковник А.Г.Мохирев (06.41 - 20.07.41). Майор Владимир Федорович Злыгарев (20.07.41 - 02.42). Подполковник Иван Иванович Морковкин (02.42 - 08.43 ). Дальнейший период пока охватывать не будем, остановимся на том, когда там проходил службу Громов Игорь Васильевич.
Итак, удалось «вычислить подразделение, в котором служил Громов и вооружение этого подразделения. Что же представляли собой самолеты СБ, указанные в тексте?
В конце 1933 г. под руководством А. Н. Туполева началась разработка скоростного бомбардировщика. Ведущим по самолету был назначен А. А. Архангельский, ставший во главе созданной в январе 1934 г. в составе Сектора опытного самолетостроения ЦАГИ специальной конструкторской бригады № 5. Новый бомбардировщик, получивший заводское обозначение АНТ-40, выполнялся по схеме трехместного двухдвигательного свободнонесущего среднеплана с убирающимся в полете шасси. Одной из главных задач проектирования этого самолета являлось достижение максимально высокой для того времени скорости горизонтального полета.
Летные качества второго опытного самолета, получившего войсковое обозначение СБ - скоростной бомбардировщик, были признаны выдающимися. С полетной массой 4850 кг самолет достигал максимальной скорости 404 км/ч на высоте 5000 м, которую он набирал за 9,4 мин. Военные испытатели отмечали, что самолет принадлежит к новому классу бомбардировочных самолетов - к классу скоростных бомбардировщиков (СБ), его летные данные обеспечивают боевое применение без использования истребительного прикрытия для уничтожения наземных войск противника на участках решающих боевых действий, потопления его военных кораблей.
Опыт боевого применения самолетов СБ в Испании и Китае определил пути их дальнейшего совершенствования. Тактико-технические характеристики СБ
Год принятия на вооружение – 1936
Размах крыла - 20,33 м Длина - 12,57 м Высота - 3,48 м Площадь крыла - 56,0 кв.м
Масса, кг - пустого самолета - 4770
- нормальная взлетная - 7880
Тип двигателя - 2 ПД М-103 Мощность - 2 х 960 л.с.
Максимальная скорость - 450 км/ч Крейсерская скорость - 375 км/ч
Практическая дальность - 2300 км
Максимальная скороподъемность - 570 м/мин
Практический потолок - 7800 м Экипаж - 3 чел.
Вооружение 6 х 7.62-мм пулемета ШКАС, 600 кг бомб.
В представленном именном списке есть фамилия летчика бомбардировщика, также не вернувшегося с выполнения боевого задания в тот же день.
ЕФСТИФЕЕВ Ананий Иванович, старший лейтенант, летчик 2 авиаэскадрильи 40 авиаполка, 1913 года рождения, кандидата в члены ВКП(б), урожениц г. Горький, из рабочих, русский, призван Свердловским РВК г. Горький в 1935 г. Награжден орденом «Красного Знамени». Не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Женат, жена- Евстифеева Александра Васильевна. Абхазская АССР, Гагринский р-н, д. Алахадзе. Родителей – нет. (ЦВМА ф. 1250, оп.2, д. 419)
Таким образом установлен второй член экипажа бомбардировщика.
Есть еще основания полагать, что воинское захоронение неизвестного летчика на гражданском кладбище в с. Окуневка может с большой степенью вероятности принадлежать именно летчику Ефстифееву Ананию, Ивановичу, т.к. по свидетельству жителя с. Окуневка Белоцерковского Виктора Ивановича, при производстве подзахоронения на указанном кладбище рядим с этой могилой был откопан остаток обгоревшего летного погона с тремя звездочками Найденный тогда погон отнесли председателю совхоза для дальнейшей передачи его в военкомат, пока его дальнейшая судьба также неизвестна. . Смущает только следующий факт 23 октября 1942 года Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило введение погон, как знаков различия для личного состава Красной Армии и войск НКВД. Но в силу различных причин, только 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР "О введении погон для личного состава Красной армии", объявленный приказом НКО № 24 от 10.01.1943 г.
Из «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» ( Управление Военно-морского издательства НКВМФ Москва-Ленинград 1945г. Выт.3 стр. 401, приложение 12) известно, что на 22.12.1942г 40 авиаполк располагал только 3-мя исправными бомбардировщиками СБ способными выполнять боевые задачи разведки северо-западной акватории Черного моря.
Наиболее значимые операции, в которых принимал участие 40 бап за интересующий нас период явились:
Бомбардировка порта Констанца 23.06.1941.
На рассвете 23.06.1941 г. 33 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 27 СБ 40-го бап ЧФ совершили налет на порт Констанца. Бомбардировка с больших высот не принесла ощутимых результатов, хотя некоторые городские кварталы серьезно пострадали, а связь местного командования со столицей страны временно нарушилась. Из военных объектов пострадала одна немецкая зенитная батарея, на которой попаданием бомбы убило пять солдат.Из числа вылетевших на задание обратно не вернулся лишь один СБ, сбитый случайно оказавшимся над базой румынским "Харрикейном".
До конца суток порт обработали еще две эскадрильи ДБ-3 (совершивших в сумме 16 самолето-вылетов), а суммарный вес бомбовой нагрузки, сброшенной на Констанцу за сутки, достиг 53,3 тонн (в том числе 8,4 тонны зажигательных бомб).
Бомбардировка порта Констанца 24.06.1941 г
На рассвете 24.06.1941 г. 14 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 18 СБ 40-го бап ЧФ совершили очередной налет на порт Констанца. Несмотря на яростное противодействие "Мессершмиттов", советским самолетам удалось не только сохранить строй, но и прорваться к назначенным объектам налета и прицельно сбросить бомбы, в том числе и на аэродром перехватчиков, где разрывами фугасок были уничтожены три Bf-109, а еще один был сбит в воздухе.Однако плата за этот успех оказалась слишком высокой. На базу не вернулось три ДБ-3Ф и семь СБ. При этом немецкие истребители доложили о восьми победах, их румынские коллеги - о четырех, а зенитчики о двух.
В августе 1941 года началась оборона Одессы. В этом районе действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я (несколько МБР-2 и ГСТ, 2 МТБ-2). Кроме того, в Одессе базировался известный 69-й ИАП Льва Шестакова. Поддержку защитникам Одессы также оказывали 9-й ИАП (база в Hиколаеве), 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму).
30 октября 1941 года началась оборона Севастополя. В боях за порт участвовали 3-й, 8-й и 9-й ИАП, 2-й МТАП, 40-й БАП, а также 116-й и 119-й МРАП. Часть своих сил под Севастополь направили 7-й, 32-й, 62-й ИАП, 78-я и 87-я МАЭ, 95-я ШАЭ, 16-я, 18-я, 45-я, 82-я, 83-я МРАЭ, а также полки 5-й Воздушной Армии.
Несколько снизилась боевая активность 40 бап после оставления им Севастополя и перебазирования на Кавказ
Немецкое судоходство на Черном море не удалось полностью подавить. Поэтому командование флота решило усилить атаки на морские коммуникации противника, выделив для этой цели 5-й ГМТАП и 40-й БАП, но в период с июля по декабрь 1942 года действовать было трудно, поскольку морские пути были достаточно удалены от аэродромов. Поэтому прибывшие вместе 18-й ШАП, 47-й ШАП и 119-й МРАП сконцентрировали свои усилия на охоте за судами в Керченском заливе. Во второй половине 1942 года летчики провели 1450 вылетов, потопили 2 транспорта, 4 сейнера, 2 парома, 2 десантные баржи, тральщик и торпедный катер. В 1943 году боевых вылетов провели уже 9230, в ходе которых удалось пустить на дно кораблей и судов общим водоизмещением 45000 тонн. В 1943/44 годах немецкое судоходство на Черном море удалось существенно сократить.
Изучая приведенную схему из Хроники боевых действий ЧФ т. 3, приложение № 12-13 можно предположить, что экипаж летчика Ефстифеева 30 декабря 1942г выполнял боевое задание с целью оперативной разведки в нтересах штаба Черноморского флота с курсом на Севастополь- Херсон пересекая Тарханкутский полуостров и Каркинитский залив в направлении населенных пунктов Кипчак-Ак-Мечеть- Скадовск – Херсон и был сбит зенитной артилеерией противника в районе села Кипчак на обратном пути. По словам старожилов прожекторная установка и зенитная батарея немцев находились рядом территорией современного Окуневского погранпоста. В хронике нет прямых упомонаний полета экипажа ст. лейтенанта Евтисеева.
На сегодня найден еще один документ- оперсводка штаба ВВС ЧФ № 412:
«исх № 0822/оп секретно, экз. 4 Оперсводка № 412 Штаб ВВС ЧФ на 7.00 30.12-42 м. Агудиани Карты 200 000 Течение ночи на 30.12-42 ВВС ЧФ вели ограниченные боевые действия метеоусловиями...
1 СБ - ст. лейт. ЕВСТИФЕЕВ, штурман лейт. ГРОМОВ, радист СВЕТЛИЧНЫЙ- сержант, с задания не вернулись-...
Начальник штаба ВВС ЧФ генерал-майор авиации подпись/Калмыков/
Нач опер отд шт ВВС ЧФ /п-полковник подпись /Смирнов/
Отп. 4 экз. 30.1242. но отп. Оковалко»
Т.о. из оперсводки становится известным еще один член экипажа – воздушный – стрелок- радист
СВЕТЛИЧНЫЙ Иван Моисеевич, мл с-нт, воздушный стрелок-радист ВВС ЧФ, 1921 гр, уроженец Казахской ССР, с. Ивановка, Павлодарского р-на, Семипалатинской обл., чл КСМ, из служ, украинец, призван 1940 г Белоукровским РВК, наград нет, пропал б/вести, не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Холост. Отец- Светличный М.С. Ворошиловградская обл., Белокуракинский р-н, с. Нищеретово (ЦВМА ф. 1250, оп. 2, д. 162).
Установлены принадлежность, тип самолета, дата вылета и фамилии экипажа. Впереди еще большая работа. Предстоит выяснить цель и обстоятельства полета, дальнейшую судьбу экипажа скоростного бомбардировщика СБ 40 авиаполка ВВС ЧФ.
В статье Л Лариной «Герои Тарханкута» ( газета «Черноморские Известия» 14.05.2008г) описываются воспоминания о событиях зимы 1942 года жительницы села Кипчак Марии Геращенко, 1922 года рождения, ныне проживающей в с. Громово. Большую поисковую работу в этом направлении провел преподаватель истории Окуневской школы, руководитель краеведческого кружка Александр Спартакович Сидоров со своими воспитанниками. Ими установлены обстоятельства переименования села, которому присвоена фамилия советского летчика.
Мария Геращенко поведала окуневским поисковикам о том, что невдалеке от их села зимой 1942 года был подбит советский самолет, который тут же был вынужден совершить посадку в поле за селом. Летчик пытался бежать, но его на машине догнали немецкие солдаты, котоые его разули, раздели, связали руки, привязали к машине и принудили бежать следом за машиной до самой Ак-Мечети. По слухам его там допрашивали6 пытали, затем отправили в евпаторийское гестапо, сведения о его дальнейшей судьбе теряются. Подбитый самолет немцы машиной подтянули к своему штабу, ныне ул. Школьная, 5, через неделю самолет исчез из села. А в гестапо фашисты допрашивали местных жителей, замеченных в попытку помочь летчику.
« В военных архивах Игорь Васильевич Громов числится пропавшим без вести. Но наша поисковая группа продолжает посылать запросы в военные архивы в надежде получить более подробную информацию о народном герое. В личном деле лейтенанта должна быть его фотография, мы надеемся пополнить школьный музей историческими документами а в селе Громово установить памятную доску с именем героя или обелиск» - подытоживал свой рассказ корреспонденту «Черноморских Известий» Александр Спартакович.
В фондах Черноморского музея - заповедника с 1984 г хранится ответ из Центрального Военно-морского архива :
«... Лейтенант Громов Игорь Васильевич, рождения 21 ноября 1918 г, уроженец г. Старая Русса Новгородской обл, в 1939 году окончил 2 курса института физкультуры и в феврале 1940 г. поступил курсантом 2-го Чкаловского военно-авиационного училища. В январе 1941 г назначен в распоряжение Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота. Приказом командующего КБФ № 0140 от 19.6.41 г воздушным стрелком бомбардиром 57 авиаполка КБФ.
В июле 1942 г был направлен воздушным стрелком бомбардиром 3 авиэскадрильи 40 авиаполка Черноморского флота.
30 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания.
Приказом Командующего ЧФ № 52с от 15.8.1942 г награжден орденом Красного Знамени.
Его отец Громов В. Д. В 1943 году проживал по адресу, г. Старая Русса, ул Декабристов, 9...».
Исторические события декабря 1942 года характеризуются ведением боевых действий на подступах к Кавказу. Именно туда были направлены все усилия командования авиационных подразделений сухопутных войск и Черноморского флота. Появление истребителей, штурмовиков в этом районе в 1942 году не предполагалось по их техническим возможностям. Значит необходимо было вести поиск уже среди экипажей тяжелой авиационной техники бомбардировочной или минно-торпедной авиации. Поиск привел к донесению начальника командного отдела ВВС ЧФ:
«Именной список безвозвратных потерь командно-начальствующего состава Военно-Воздушных сил Черноморского флота за период с 23 января по 03 февраля 1943 года» подписанный начальником командного отдела ВВС ЧФ майором Потаповым
Четвертым в списке значится:
ГРОМОВ Игорь Васильевич лейтенант, воздушный стрелок – бомбардир 3 авиэскадрильи 40 авиаполка, [на этой модели самолета третья летная обязанность – штурман ], 1918 г.р., кандидат в чл ВКП(б), уроженец города Старая Русса, из служащих, русский, призван 1939 г. Октябрьским РВК, Ленинградской обл, г. Ленинград, Октябрьский р-н, награды-орден «Красного Знамени». Холост. Не вернулся с боевого задания 30 декабря 1942 года. Жены-нет. Отец- Громов Василий Данилович. Ленинградская обл., г. Старая Русса, ул. Декабристов, 9 (ЦВМА ф.1250, оп. 2, д. 419 )
40 бомбардировочный авиационный полк (бап) был сформирован в марте 1938 г. на базе 71 бабр ВВС ВМФ. Имел на вооружении бомбардировщики СБ – 47 шт, позже - Пе-2. С июня 1941 г. по 09.03.44 г. входил в состав 63 бабр ВМФ ЧФ из 1 мтад ВМФ входящего во 2 гмтад ВМФ. На начало войны 40 бап ВВС ЧФ базировался на Крымском аэродроме Сарабуз (ныне пгт Гвардейское Симферопольского р-на). С мая 1942 г. часть экипажей полка были включены в состав Севастопольской авиагруппы
Командовали полком майор Николай Алексеевич Остряков (1938 - 04.39). Полковник А.Г.Мохирев (06.41 - 20.07.41). Майор Владимир Федорович Злыгарев (20.07.41 - 02.42). Подполковник Иван Иванович Морковкин (02.42 - 08.43 ). Дальнейший период пока охватывать не будем, остановимся на том, когда там проходил службу Громов Игорь Васильевич.
Итак, удалось «вычислить подразделение, в котором служил Громов и вооружение этого подразделения. Что же представляли собой самолеты СБ, указанные в тексте?
В конце 1933 г. под руководством А. Н. Туполева началась разработка скоростного бомбардировщика. Ведущим по самолету был назначен А. А. Архангельский, ставший во главе созданной в январе 1934 г. в составе Сектора опытного самолетостроения ЦАГИ специальной конструкторской бригады № 5. Новый бомбардировщик, получивший заводское обозначение АНТ-40, выполнялся по схеме трехместного двухдвигательного свободнонесущего среднеплана с убирающимся в полете шасси. Одной из главных задач проектирования этого самолета являлось достижение максимально высокой для того времени скорости горизонтального полета.
Летные качества второго опытного самолета, получившего войсковое обозначение СБ - скоростной бомбардировщик, были признаны выдающимися. С полетной массой 4850 кг самолет достигал максимальной скорости 404 км/ч на высоте 5000 м, которую он набирал за 9,4 мин. Военные испытатели отмечали, что самолет принадлежит к новому классу бомбардировочных самолетов - к классу скоростных бомбардировщиков (СБ), его летные данные обеспечивают боевое применение без использования истребительного прикрытия для уничтожения наземных войск противника на участках решающих боевых действий, потопления его военных кораблей.
Опыт боевого применения самолетов СБ в Испании и Китае определил пути их дальнейшего совершенствования. Тактико-технические характеристики СБ
Год принятия на вооружение – 1936
Размах крыла - 20,33 м Длина - 12,57 м Высота - 3,48 м Площадь крыла - 56,0 кв.м
Масса, кг - пустого самолета - 4770
- нормальная взлетная - 7880
Тип двигателя - 2 ПД М-103 Мощность - 2 х 960 л.с.
Максимальная скорость - 450 км/ч Крейсерская скорость - 375 км/ч
Практическая дальность - 2300 км
Максимальная скороподъемность - 570 м/мин
Практический потолок - 7800 м Экипаж - 3 чел.
Вооружение 6 х 7.62-мм пулемета ШКАС, 600 кг бомб.
В представленном именном списке есть фамилия летчика бомбардировщика, также не вернувшегося с выполнения боевого задания в тот же день.
ЕФСТИФЕЕВ Ананий Иванович, старший лейтенант, летчик 2 авиаэскадрильи 40 авиаполка, 1913 года рождения, кандидата в члены ВКП(б), урожениц г. Горький, из рабочих, русский, призван Свердловским РВК г. Горький в 1935 г. Награжден орденом «Красного Знамени». Не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Женат, жена- Евстифеева Александра Васильевна. Абхазская АССР, Гагринский р-н, д. Алахадзе. Родителей – нет. (ЦВМА ф. 1250, оп.2, д. 419)
Таким образом установлен второй член экипажа бомбардировщика.
Есть еще основания полагать, что воинское захоронение неизвестного летчика на гражданском кладбище в с. Окуневка может с большой степенью вероятности принадлежать именно летчику Ефстифееву Ананию, Ивановичу, т.к. по свидетельству жителя с. Окуневка Белоцерковского Виктора Ивановича, при производстве подзахоронения на указанном кладбище рядим с этой могилой был откопан остаток обгоревшего летного погона с тремя звездочками Найденный тогда погон отнесли председателю совхоза для дальнейшей передачи его в военкомат, пока его дальнейшая судьба также неизвестна. . Смущает только следующий факт 23 октября 1942 года Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило введение погон, как знаков различия для личного состава Красной Армии и войск НКВД. Но в силу различных причин, только 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР "О введении погон для личного состава Красной армии", объявленный приказом НКО № 24 от 10.01.1943 г.
Из «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» ( Управление Военно-морского издательства НКВМФ Москва-Ленинград 1945г. Выт.3 стр. 401, приложение 12) известно, что на 22.12.1942г 40 авиаполк располагал только 3-мя исправными бомбардировщиками СБ способными выполнять боевые задачи разведки северо-западной акватории Черного моря.
Наиболее значимые операции, в которых принимал участие 40 бап за интересующий нас период явились:
Бомбардировка порта Констанца 23.06.1941.
На рассвете 23.06.1941 г. 33 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 27 СБ 40-го бап ЧФ совершили налет на порт Констанца. Бомбардировка с больших высот не принесла ощутимых результатов, хотя некоторые городские кварталы серьезно пострадали, а связь местного командования со столицей страны временно нарушилась. Из военных объектов пострадала одна немецкая зенитная батарея, на которой попаданием бомбы убило пять солдат.Из числа вылетевших на задание обратно не вернулся лишь один СБ, сбитый случайно оказавшимся над базой румынским "Харрикейном".
До конца суток порт обработали еще две эскадрильи ДБ-3 (совершивших в сумме 16 самолето-вылетов), а суммарный вес бомбовой нагрузки, сброшенной на Констанцу за сутки, достиг 53,3 тонн (в том числе 8,4 тонны зажигательных бомб).
Бомбардировка порта Констанца 24.06.1941 г
На рассвете 24.06.1941 г. 14 ДБ-3Ф 2-го мтап ЧФ и 18 СБ 40-го бап ЧФ совершили очередной налет на порт Констанца. Несмотря на яростное противодействие "Мессершмиттов", советским самолетам удалось не только сохранить строй, но и прорваться к назначенным объектам налета и прицельно сбросить бомбы, в том числе и на аэродром перехватчиков, где разрывами фугасок были уничтожены три Bf-109, а еще один был сбит в воздухе.Однако плата за этот успех оказалась слишком высокой. На базу не вернулось три ДБ-3Ф и семь СБ. При этом немецкие истребители доложили о восьми победах, их румынские коллеги - о четырех, а зенитчики о двух.
В августе 1941 года началась оборона Одессы. В этом районе действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я (несколько МБР-2 и ГСТ, 2 МТБ-2). Кроме того, в Одессе базировался известный 69-й ИАП Льва Шестакова. Поддержку защитникам Одессы также оказывали 9-й ИАП (база в Hиколаеве), 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму).
30 октября 1941 года началась оборона Севастополя. В боях за порт участвовали 3-й, 8-й и 9-й ИАП, 2-й МТАП, 40-й БАП, а также 116-й и 119-й МРАП. Часть своих сил под Севастополь направили 7-й, 32-й, 62-й ИАП, 78-я и 87-я МАЭ, 95-я ШАЭ, 16-я, 18-я, 45-я, 82-я, 83-я МРАЭ, а также полки 5-й Воздушной Армии.
Несколько снизилась боевая активность 40 бап после оставления им Севастополя и перебазирования на Кавказ
Немецкое судоходство на Черном море не удалось полностью подавить. Поэтому командование флота решило усилить атаки на морские коммуникации противника, выделив для этой цели 5-й ГМТАП и 40-й БАП, но в период с июля по декабрь 1942 года действовать было трудно, поскольку морские пути были достаточно удалены от аэродромов. Поэтому прибывшие вместе 18-й ШАП, 47-й ШАП и 119-й МРАП сконцентрировали свои усилия на охоте за судами в Керченском заливе. Во второй половине 1942 года летчики провели 1450 вылетов, потопили 2 транспорта, 4 сейнера, 2 парома, 2 десантные баржи, тральщик и торпедный катер. В 1943 году боевых вылетов провели уже 9230, в ходе которых удалось пустить на дно кораблей и судов общим водоизмещением 45000 тонн. В 1943/44 годах немецкое судоходство на Черном море удалось существенно сократить.
Изучая приведенную схему из Хроники боевых действий ЧФ т. 3, приложение № 12-13 можно предположить, что экипаж летчика Ефстифеева 30 декабря 1942г выполнял боевое задание с целью оперативной разведки в нтересах штаба Черноморского флота с курсом на Севастополь- Херсон пересекая Тарханкутский полуостров и Каркинитский залив в направлении населенных пунктов Кипчак-Ак-Мечеть- Скадовск – Херсон и был сбит зенитной артилеерией противника в районе села Кипчак на обратном пути. По словам старожилов прожекторная установка и зенитная батарея немцев находились рядом территорией современного Окуневского погранпоста. В хронике нет прямых упомонаний полета экипажа ст. лейтенанта Евтисеева.
На сегодня найден еще один документ- оперсводка штаба ВВС ЧФ № 412:
«исх № 0822/оп секретно, экз. 4 Оперсводка № 412 Штаб ВВС ЧФ на 7.00 30.12-42 м. Агудиани Карты 200 000 Течение ночи на 30.12-42 ВВС ЧФ вели ограниченные боевые действия метеоусловиями...
1 СБ - ст. лейт. ЕВСТИФЕЕВ, штурман лейт. ГРОМОВ, радист СВЕТЛИЧНЫЙ- сержант, с задания не вернулись-...
Начальник штаба ВВС ЧФ генерал-майор авиации подпись/Калмыков/
Нач опер отд шт ВВС ЧФ /п-полковник подпись /Смирнов/
Отп. 4 экз. 30.1242. но отп. Оковалко»
Т.о. из оперсводки становится известным еще один член экипажа – воздушный – стрелок- радист
СВЕТЛИЧНЫЙ Иван Моисеевич, мл с-нт, воздушный стрелок-радист ВВС ЧФ, 1921 гр, уроженец Казахской ССР, с. Ивановка, Павлодарского р-на, Семипалатинской обл., чл КСМ, из служ, украинец, призван 1940 г Белоукровским РВК, наград нет, пропал б/вести, не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. Холост. Отец- Светличный М.С. Ворошиловградская обл., Белокуракинский р-н, с. Нищеретово (ЦВМА ф. 1250, оп. 2, д. 162).
Установлены принадлежность, тип самолета, дата вылета и фамилии экипажа. Впереди еще большая работа. Предстоит выяснить цель и обстоятельства полета, дальнейшую судьбу экипажа скоростного бомбардировщика СБ 40 авиаполка ВВС ЧФ.