Корабли затонувшие на Тарханкуте!
- Димон
- Сообщения: 2440
- Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
- Откуда: Черноморск [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Корабли затонувшие на Тарханкуте!
Транспортное судно "Волга-Дон".
Бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия" ( "Эльпидифор № 423"), построенная в 1917-1929 гг. С 1929 по 1941 г.- судно для транспортировки марганцевой руды "Волга-Дон". Захвачено немцами в 1941 г. в Мариуполе. Реконструировано для транспорта военных грузов и десанта). 25 ноября 1943 г. конвой в составе судна "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками UJ- 2301 и UJ- 2309 следовал на Севастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 т. груза "Люфтваффе". В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка Л-6 (командир капитан- лейтенант Б.В. Гремяко) атаковала его четырьмя торпедами с дистанции 3 кабельтовых. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения. Но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающееся волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул со всем грузом на борту. Из немецких же данных следует, что было повреждено транспортное судно "Wolgo-Don", которое получило попадание одной торпеды в корму и потеряло ход в 20 милях юго-западнее м. Тарханкут. Глубина до 30 м. На сегодняшний день - это самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине. Судно лежит на ровном киле, кормовая часть отсутствует, трюмные люки открыты. В трюмах остатки груза - кассеты с авиабомбами. На баке пушка. В бытовых помещениях надстройки под слоем ила осколки посуды и т.п. Несколько пушек были подняты Севастопольской фирмой, сейчас проданы в музей. В носовом трюме видна грузовая машина (руль с нее уже исчез, но в целом состояние неплохое.), и мотоцикл. Мотоцикл сильно заилен. Рядом с бортом лежит часть груза. Найдена подшивка газеты 1943 г. и несколько тарелок, супница с ручками в виде головы льва. Возвышение корабля над грунтом 6-8 м. Течение на глубине 3-4 м, видимость для Черного моря просто отличная.
По материалам asinfo.com.ua
Фото с сайта aratta.ua
Бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия" ( "Эльпидифор № 423"), построенная в 1917-1929 гг. С 1929 по 1941 г.- судно для транспортировки марганцевой руды "Волга-Дон". Захвачено немцами в 1941 г. в Мариуполе. Реконструировано для транспорта военных грузов и десанта). 25 ноября 1943 г. конвой в составе судна "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками UJ- 2301 и UJ- 2309 следовал на Севастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 т. груза "Люфтваффе". В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка Л-6 (командир капитан- лейтенант Б.В. Гремяко) атаковала его четырьмя торпедами с дистанции 3 кабельтовых. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения. Но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающееся волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул со всем грузом на борту. Из немецких же данных следует, что было повреждено транспортное судно "Wolgo-Don", которое получило попадание одной торпеды в корму и потеряло ход в 20 милях юго-западнее м. Тарханкут. Глубина до 30 м. На сегодняшний день - это самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине. Судно лежит на ровном киле, кормовая часть отсутствует, трюмные люки открыты. В трюмах остатки груза - кассеты с авиабомбами. На баке пушка. В бытовых помещениях надстройки под слоем ила осколки посуды и т.п. Несколько пушек были подняты Севастопольской фирмой, сейчас проданы в музей. В носовом трюме видна грузовая машина (руль с нее уже исчез, но в целом состояние неплохое.), и мотоцикл. Мотоцикл сильно заилен. Рядом с бортом лежит часть груза. Найдена подшивка газеты 1943 г. и несколько тарелок, супница с ручками в виде головы льва. Возвышение корабля над грунтом 6-8 м. Течение на глубине 3-4 м, видимость для Черного моря просто отличная.
По материалам asinfo.com.ua
Фото с сайта aratta.ua
- Вложения
-
- "Волга-Дон".
- Volgadon2.jpg (30.08 КБ) 24467 просмотров
-
- "Волга-Дон".
- Volgadon1.jpg (24.78 КБ) 24454 просмотра
- Димон
- Сообщения: 2440
- Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
- Откуда: Черноморск [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
"Варна"
Болгарское транспортное судно спущено на воду в 1937 г. Вместимость: 2143 брт. 20 августа 1943 г. Конвой "Hermelin" в составе транспортного судна "Варна" в охранении румынских эсминца Maresti и минзага Amiral Murdescu, немецких тральщиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и БДБ F301 и F304, следовал в районе мыса Тарханкут. На борту судна был груз боеприпасов. В 08.ч.47 м. советская подводная лодка Д-4 (под командованием капитан-лейтенанта И.Я. Трофимова), действовавшая на боевой позиции №82 (р-н м. Тарханкут), обнаружила и атаковала двумя торпедами конвой противника. После попадания торпеды сдетонировали боеприпасы, которые перевозило судно, и оно затонуло. Погибло 3 человека. Судно лежит на ровном киле, глубина по грунту 57м, по палубе 50м. Корпус и надстройка хорошо сохранились. Самая высокая точка - 27 м. мачта корабля. Мачту поддерживают ванты, расходящиеся в стороны и вниз. Видимость хорошая. В одном из трюмов виден груз деревянных брусьев, на носу установлено двуствольное зенитное орудие. Основные разрушения расположены в кормовой части. Корма оторвана и находится на небольшом расстоянии от корпуса. Возвышение над грунтом 15 м.
Болгарское транспортное судно спущено на воду в 1937 г. Вместимость: 2143 брт. 20 августа 1943 г. Конвой "Hermelin" в составе транспортного судна "Варна" в охранении румынских эсминца Maresti и минзага Amiral Murdescu, немецких тральщиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и БДБ F301 и F304, следовал в районе мыса Тарханкут. На борту судна был груз боеприпасов. В 08.ч.47 м. советская подводная лодка Д-4 (под командованием капитан-лейтенанта И.Я. Трофимова), действовавшая на боевой позиции №82 (р-н м. Тарханкут), обнаружила и атаковала двумя торпедами конвой противника. После попадания торпеды сдетонировали боеприпасы, которые перевозило судно, и оно затонуло. Погибло 3 человека. Судно лежит на ровном киле, глубина по грунту 57м, по палубе 50м. Корпус и надстройка хорошо сохранились. Самая высокая точка - 27 м. мачта корабля. Мачту поддерживают ванты, расходящиеся в стороны и вниз. Видимость хорошая. В одном из трюмов виден груз деревянных брусьев, на носу установлено двуствольное зенитное орудие. Основные разрушения расположены в кормовой части. Корма оторвана и находится на небольшом расстоянии от корпуса. Возвышение над грунтом 15 м.
- Вложения
-
- "Варна"!
- Varna3.jpg (16.11 КБ) 24326 просмотров
-
- "Варна"!
- Varna2.jpg (40.73 КБ) 24346 просмотров
-
- "Варна"!
- Varna1.jpg (41.03 КБ) 24352 просмотра
- Димон
- Сообщения: 2440
- Зарегистрирован: 21 фев 2007, 10:40
- Откуда: Черноморск [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
"Цесаревич Алексей".
С начала прошлого века лежит он здесь, целая эпоха прошла.16 июня 1916 г. затонул от взрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером "Мдилли" ("Бреслау"). В советское время предпринимались попытки поднять судно. Подъем почти получился, но что-то произошло и судно затонуло вновь. Были заведены понтоны, один из них лежит по носу корабля. Попытки поднять судно больше не предпринимались. Груз судна, если судить по находкам - мука и шампанское. Возвышение над грунтом 6 м. Место гибели район мыса Тарханкут. Наличие корабля под толщей воды просто ощущается. Метров с тридцати вырисовываются очертания корабля. Корабль совсем старый. Очертания, более угловатые. Надстройка, шлюп-балки… Корабль основательно разрушен. Кормовая часть судна лежит под другим, более крутым углом ко дну, чем основная часть. Возможно, после неудавшейся попытки поднять судно, в момент удара о грунт произошел раскол корпуса.
С начала прошлого века лежит он здесь, целая эпоха прошла.16 июня 1916 г. затонул от взрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером "Мдилли" ("Бреслау"). В советское время предпринимались попытки поднять судно. Подъем почти получился, но что-то произошло и судно затонуло вновь. Были заведены понтоны, один из них лежит по носу корабля. Попытки поднять судно больше не предпринимались. Груз судна, если судить по находкам - мука и шампанское. Возвышение над грунтом 6 м. Место гибели район мыса Тарханкут. Наличие корабля под толщей воды просто ощущается. Метров с тридцати вырисовываются очертания корабля. Корабль совсем старый. Очертания, более угловатые. Надстройка, шлюп-балки… Корабль основательно разрушен. Кормовая часть судна лежит под другим, более крутым углом ко дну, чем основная часть. Возможно, после неудавшейся попытки поднять судно, в момент удара о грунт произошел раскол корпуса.
- Вложения
-
- "Цесаревич Алексей"!
- CesAlex3.jpg (24.9 КБ) 24302 просмотра
-
- "Цесаревич Алексей"!
- CesAlex2.jpg (32.03 КБ) 24315 просмотров
-
- "Цесаревич Алексей"!
- CesAlex1.jpg (35.95 КБ) 24317 просмотров
Димон
молодец!!!я тоже об этих судах ничего не слышал.
а ещё у нас киевские дайверы заканчивают ремонт судна.даже оборудовали краном чтоб поднимать останки кораблей и т.д. И вроде музей собираются делать в районе ЗТО и раскопок.вот
молодец!!!я тоже об этих судах ничего не слышал.
а ещё у нас киевские дайверы заканчивают ремонт судна.даже оборудовали краном чтоб поднимать останки кораблей и т.д. И вроде музей собираются делать в районе ЗТО и раскопок.вот
- Я не пью, не курю! Не шляюсь по бабам, ложусь в 22:00, встаю в 6:00.
Тихий, спокойный, послушный... Но, когда я выйду из тюрьмы, всё резко поменяется.
Тихий, спокойный, послушный... Но, когда я выйду из тюрьмы, всё резко поменяется.
да не! наврят ли!там $$$$ немеряно вбухали.значит люди богатые и не будут на таком зарабатывать.хотя.....
я знаю ребят которые зарабатывали на "черном копательстве" неплохие денежки.они водолазы.правда работали на "дядю".даже танк немецкий из болота подняли.грязь смыли, а на нём даже краска не слезла.как новенький.и останки экипажа внутри.потом вроде в германию тот танк и продали
я знаю ребят которые зарабатывали на "черном копательстве" неплохие денежки.они водолазы.правда работали на "дядю".даже танк немецкий из болота подняли.грязь смыли, а на нём даже краска не слезла.как новенький.и останки экипажа внутри.потом вроде в германию тот танк и продали
-
- Сообщения: 15
- Зарегистрирован: 17 апр 2008, 21:52 [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!
А что извесно о барже которая лежит (лежала) в бухточке около маяка (район раскопок К-Л). Мы в детстве доставали оттуда артелерийские снаряды,82х мм.мины,арт.пороха в виде трубочек и пластинок было навалом. И видимо был груз продовольствия,после крушения по всей бухте плавали большие куски сливочного масла. Бабка расказывала.Баржа была немецкая это точно.Интересно было бы узнать название этого эха войны.
- Сергей А
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
- Откуда: Львов [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!
Первый в мире минный заградитель "Буг"
В тот раз мне вообще повезло. Конец сезона. Поэтому учитывая что сьехались на базу все друзья, хозяин Игорь устроил All inclusive на все что у него было в баре и на кухне, а Черноморский дайв центр, под руководством Юрия Саныча Савченко, поддавшись общему безумию днем и ночью бил наши баллоны за спасибо.
Кроме этого Саныч решил нам сделать подарок на День независимости и сводить нас на рек. Тоже естевственно на халяву. Единственная затрата предполагалась только на катер, но и тут ребята, хозяева катера сделали такую скидку, что все поняли- праздник наступил.После инструктажа с шутками грузимся на «Стриж» и в путь. Температура моря +30, и вот по сонару мы выходим на обьект.Пароход «Буг», глубина от 3 до 7 метров.
Саныч еще раз предупреждает о течении и остром металле под водой и мы разбившись на две группы по 3 человека начинаем уходить под воду. Август не самое лучшее время для дайвов. Сильный мутняк. Уходим по якорному канату. И вот через минуту выходим на обьект. Остатки корабля предстали перед моими глазами. Элементы палубы и бортов, палубные ограждения, труба, иллюминаторы, все это в каком то странном беспорядке валялось на дне, вокруг огромного подводного камня. Сколько мы не ходили вокруг судна определить где бак, где корма не удалось. Все как то, как после взрыва атомной бомбы. И вот палуба «Стрижа», наполнилась нами, гаркнул стартер и мы взяли курс на Черноморское. И тут начались дружные вопросы.
-Саныч!!! А Саныч, а что это за корабль там на дне?
-Пароход. Белогвардейский. «Буг» называется.
-Саныч а че он такой поломанный?
-Да хрен его знает. То ли боезапас был, то ли котлы рванули, а может морем так побило.
Кто то, резонно заметил- « Да нет, море так не побьет, там же вообще практически все перекручено и очень многого не хватает.»
Тут вставил я свой голос,: «Саныч блин! Ты людей под воду водишь, а что там лежит не знаешь. Нарыл бы какой информации и рассказывал бы людям!» Ну тут Саныч окончательно вышел из терпения и рявкнул мне,: «Ну вот возьми и нарой. А заодно и мне расскажешь!!!»
Саныч! Дорогой! Я посидел в сети и нарыл. Хотя это было и не легко. Сведений мало и они очень разрозненные. Приходилось сравнивать много источников, делать выводы, и все таки истина по немногу поднималась из воды. И вышло что это совсем не простой белогвардейский пароходишко. Все намного интереснее. Лови Саныч.
История «Буга»
Идея создания «Буга» возникла намного раньше его рождения на стапелях. Рождение «Буга» полностью зависело от нового оружия, которое он в будущем должен был таскать на себе и самое главное- правильно и быстро устанавливать -морских мин. Опыт русско-турецкой войны 1853-1856 годов дал два способа использования морских мин — пассивный и активный, то есть оборонительный и наступательный. Первый предназначался для защиты своих берегов установкой минных заграждений, второй — для ведения действий в неприятельских водах или на вражеских коммуникациях. Для активных постановок требовались мины, которые могли бы устанавливаться на заданную глубину автоматически, без предварительных замеров глубины в районе постановки.
И к середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия. И в то же время со всей остротой встал вопрос о создании специального корабля для активной постановки минных заграждений во вражеских водах. Сначала использовались переоборудованные суда, но их конструктивные особенности не позволяли правильно, а самое главное быстро устанавливать минное заграждение. Автоматическая постановка мин в то время требовала преодоления трех трудностей. Прежде всего необходимо было вынести подготовленную мину за борт на расстояние, гарантирующее корабль от случайного удара ее о борт. При обычных методах сбрасывания мин со стрелы это становилось невозможным уже при незначительном волнении на море. Далее, требовалось свести к минимальной высоту сбрасывания, в противном случае возникала опасность удара якоря о корпус мины. И, наконец, надо было обеспечить постановку при сравнительно большом ходе — не менее 10 узлов.
Всем этим условиям отвечал проект лейтенанта В. А. Степанова, представленный в Морской технический комитет в 1889 году. Изобретатель предложил оборудовать корабль низкорасположенной закрытой минной палубой, над которой по всей длине устроен Т-образный рельс.При открывании портов этот рельс выдвигался за корму, свисая наклонно над поверхностью воды. Подвешенные к рельсу мины цепью передвигались к открытым портам, достигали наклонных консолей и соскальзывали в воду. Система Степанова позволяла ставить мины через равные тридцатиметровые промежутки на десятиузловом ходу, обеспечивая темп 10 мин в минуту. Изобретение Степанова открыло дорогу к созданию специального минного заградителя, и в том же 1889 году Морское министерство объявило конкурс на проектирование и постройку двух таких кораблей для Черноморского флота. В конкурсе приняли участие судостроительные фирмы Швеции, Норвегии и Дании; лучшим был признан проект шведской фирмы “Мотала” — она-то и получила заказ на постройку минного транспорта
Из справочников ВМФ России удалось узнать что минный транспорт “Буг”, строился по русскому заказу в Швеции на верфи "Зиндхозмен" в Гетеборге. Вот его Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 1,380 тонн
Размеры: длина - 62.2 метра
ширина - 10.4 метра
осадка - 4.6 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины 3-го расширения суммарной мощностью 1,400 л.с.
4 огнетрубных котла
2 винта
Скорость: наибольшая - 13/13.39/12.9 узла (по контракту/на приемных испытаниях/в 1912 г.)
экономическая - 8 узлов (при двух задействованных котлах)
Дальность плавания:680/2,150 миль (12.9/8 узловым ходом)
Запас топлива:нормальный - 100 тонн (уголь)
усиленный - 130 тонн (уголь)
Артиллерийское вооружение:4х1 47-мм орудия
с 1915 г. - 2х1 75мм/50 орудия, 4х1 47-мм орудия
Минно-торпедное вооружение: 350 мин заграждения
2х1 прожектора диаметром 60 см
Радиотелеграф: станция мощностью 1 кВт ("Телефункен", 1904 г.) с радиусом действия 100 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины - 10/3/213 человек
Таким образом перерыв кучу статей и материалов в сети, я нахожу интересный вывод о так называемом белогвардейском параходишке-в 1891 году был создан первый в мире, уникальный в своем роде- минный заградитель "Буг". А дальше все поехало как в прогамме «Искатели» с Андреем И. Нет смысла утомлять вас сведениями о походах «Буга» по черноморью,и о его боевых задачах в случае войны с Турцией. Но стратегический запас у этого корабля был не мал. Он мог с легкостью заблокировать минами такие проливы как Босфор и Дарданеллы и намертво закрыть движение между морями. Но активных боевых действий Россия в этот период на Черном море не проводила, поэтому сведений о « Буге» за этот период я не не нашел.
А вот в период первой русской революции «Буг» отличился. Да еще как. Благодаря ему 15 ноября 1905 года чуть не исчез с лица земли город Севастополь. Не буду описывать восстание на крейсере «Очаков» под предводительством лейтенанта Шмидта, об этом и так много написано. А вот рядом с «Очаковым» в Южной бухте стоял минный заградитель «Буг», на котором несколько сотен морских мин. И Шмидт заявил, что, если не выполнят его требования, он откроет стрельбу по «Бугу». Если бы взорвался «Буг», то весь Севастополь был бы просто стерт со своих холмов!
Но судьба не улыбнулась Шмидту. Очаков был расстрелян береговой артиллерией, а экипаж «Буга» поняв что дело амба, заякорился и открыл кингстоны. Так и пролежал он на грунте в Южной бухте Севастополя аж до 1907 года. Ну правильно не свое не жалко, что нам стоит кингстоны крутануть ради революционной необходимости.
Поднятый в 1907 году. «Буг» как и положено был разжалован за революционную деятельность и думаю за испорченные и заржавевшие механизмы. После подьема «Буг» находился на ремонте Севастопольского дока до 1909 года. В это время он был переоборудован в гидрографическое судно и классифицировался как маячный транспорт. В 1915 году “Буг” числился посыльным судном, В период первой мировой войны входил в состав дивизиона сетевых заградителей. 16 декабря 1917 г. перешел на сторону Советской власти. С апреля 1918 г. находился в Севастопольском порту на хранении. 1-го мая 1918 г. был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 г. - белогвардейцами, в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами. С апреля 1919 г. - в составе Морских сил Юга России.. Была сформирована новая команда корабля из монархически настроенных матросов и основные его походы проходили из Крыма в Новороссийск. Есть сведения что белогвардейцы переоборудовали его в вспомогательный крейсер.
Вот так мы постепенно и приблизились к его последнему дню. 12 ноября 1920 г. «Буг», в результате навигационной ошибки потерпел крушение и затонул в районе Ак-Мечети, выскочив на камни. Еще минута в интернете и я узнаю, что Ак-Мечеть-это ПГТ Черноморское до 1947 года. Ну вот вроде и все. Да нет . Есть еще и свежие сведения. В начале декабря 2005 года крымские дайверы из Института археологии НАН в Крыму подняли орудие с минного транспорта «Буг», затонувшего в Черном море. Об этом сообщил заместитель директора Национальной академии наук Украины института археологии Департамента подводного наследия Вячеслав Герасимов. «Орудий этого периода в подводной акватории Черного моря не много, потому пушка является памятником науки и техники», – рассказал Герасимов. Орудие прошло реставрацию, и сейчас находится в музее военно-морской славы Балаклавы. Как отметил Герасимов, редкость представляет и само судно, так как строилось оно в Швеции по замыслу адмирала Макарова специально для Черноморского флота Российской империи в 1892 году.
И вот тут наступает самое интересное. По сведениям некоторых источников в 1923 г. был поднят и в 1924 г. сдан в Отдел фондового имущества Крыма для разборки на металл транспорт «Буг» затонувший у берегов Ак-Мечети. Как же так? А что же там лежит? Остатки какого судна? Куда мы погружались и откуда крымчане пушку сняли? По моему мнению «Буг» там и лежит, просто та куча металлолома свидетельствует о том как его поднимали, и что сдали на металлолом. Скорее всего маленькая глубина не позволила правильно подвести понтоны, и судно просто порвали по кускам, вытащив на берег все что удалось, а остальное уже докончили море время и мародеры. Это и обьясняет всю беспорядочность расположения его элементов на дне.
Теперь я думаю Саныч и другие дайв гиды смогут хоть что нибудь рассказать, не просто о куске метала, а о судне со своей удивительной судьбой и яркой биографией, ведь каждое судно на дне-это чья-то судьба, жизнь, история. Недаром говорят что у каждого корабля есть своя душа.
И еще, об источниках сведений- большинство материала взято из журнала "Моделист-Конструктор", а остальное маленькими-маленькими кусочками найдено в различных военно-морских справочниках и исторических мемуарах. Естественно в сети. Спасибо всем кто разместил в сети даже эти крупинки информации об этом интересном и незаслужено забытом корабле Черноморского флота.
В тот раз мне вообще повезло. Конец сезона. Поэтому учитывая что сьехались на базу все друзья, хозяин Игорь устроил All inclusive на все что у него было в баре и на кухне, а Черноморский дайв центр, под руководством Юрия Саныча Савченко, поддавшись общему безумию днем и ночью бил наши баллоны за спасибо.
Кроме этого Саныч решил нам сделать подарок на День независимости и сводить нас на рек. Тоже естевственно на халяву. Единственная затрата предполагалась только на катер, но и тут ребята, хозяева катера сделали такую скидку, что все поняли- праздник наступил.После инструктажа с шутками грузимся на «Стриж» и в путь. Температура моря +30, и вот по сонару мы выходим на обьект.Пароход «Буг», глубина от 3 до 7 метров.
Саныч еще раз предупреждает о течении и остром металле под водой и мы разбившись на две группы по 3 человека начинаем уходить под воду. Август не самое лучшее время для дайвов. Сильный мутняк. Уходим по якорному канату. И вот через минуту выходим на обьект. Остатки корабля предстали перед моими глазами. Элементы палубы и бортов, палубные ограждения, труба, иллюминаторы, все это в каком то странном беспорядке валялось на дне, вокруг огромного подводного камня. Сколько мы не ходили вокруг судна определить где бак, где корма не удалось. Все как то, как после взрыва атомной бомбы. И вот палуба «Стрижа», наполнилась нами, гаркнул стартер и мы взяли курс на Черноморское. И тут начались дружные вопросы.
-Саныч!!! А Саныч, а что это за корабль там на дне?
-Пароход. Белогвардейский. «Буг» называется.
-Саныч а че он такой поломанный?
-Да хрен его знает. То ли боезапас был, то ли котлы рванули, а может морем так побило.
Кто то, резонно заметил- « Да нет, море так не побьет, там же вообще практически все перекручено и очень многого не хватает.»
Тут вставил я свой голос,: «Саныч блин! Ты людей под воду водишь, а что там лежит не знаешь. Нарыл бы какой информации и рассказывал бы людям!» Ну тут Саныч окончательно вышел из терпения и рявкнул мне,: «Ну вот возьми и нарой. А заодно и мне расскажешь!!!»
Саныч! Дорогой! Я посидел в сети и нарыл. Хотя это было и не легко. Сведений мало и они очень разрозненные. Приходилось сравнивать много источников, делать выводы, и все таки истина по немногу поднималась из воды. И вышло что это совсем не простой белогвардейский пароходишко. Все намного интереснее. Лови Саныч.
История «Буга»
Идея создания «Буга» возникла намного раньше его рождения на стапелях. Рождение «Буга» полностью зависело от нового оружия, которое он в будущем должен был таскать на себе и самое главное- правильно и быстро устанавливать -морских мин. Опыт русско-турецкой войны 1853-1856 годов дал два способа использования морских мин — пассивный и активный, то есть оборонительный и наступательный. Первый предназначался для защиты своих берегов установкой минных заграждений, второй — для ведения действий в неприятельских водах или на вражеских коммуникациях. Для активных постановок требовались мины, которые могли бы устанавливаться на заданную глубину автоматически, без предварительных замеров глубины в районе постановки.
И к середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия. И в то же время со всей остротой встал вопрос о создании специального корабля для активной постановки минных заграждений во вражеских водах. Сначала использовались переоборудованные суда, но их конструктивные особенности не позволяли правильно, а самое главное быстро устанавливать минное заграждение. Автоматическая постановка мин в то время требовала преодоления трех трудностей. Прежде всего необходимо было вынести подготовленную мину за борт на расстояние, гарантирующее корабль от случайного удара ее о борт. При обычных методах сбрасывания мин со стрелы это становилось невозможным уже при незначительном волнении на море. Далее, требовалось свести к минимальной высоту сбрасывания, в противном случае возникала опасность удара якоря о корпус мины. И, наконец, надо было обеспечить постановку при сравнительно большом ходе — не менее 10 узлов.
Всем этим условиям отвечал проект лейтенанта В. А. Степанова, представленный в Морской технический комитет в 1889 году. Изобретатель предложил оборудовать корабль низкорасположенной закрытой минной палубой, над которой по всей длине устроен Т-образный рельс.При открывании портов этот рельс выдвигался за корму, свисая наклонно над поверхностью воды. Подвешенные к рельсу мины цепью передвигались к открытым портам, достигали наклонных консолей и соскальзывали в воду. Система Степанова позволяла ставить мины через равные тридцатиметровые промежутки на десятиузловом ходу, обеспечивая темп 10 мин в минуту. Изобретение Степанова открыло дорогу к созданию специального минного заградителя, и в том же 1889 году Морское министерство объявило конкурс на проектирование и постройку двух таких кораблей для Черноморского флота. В конкурсе приняли участие судостроительные фирмы Швеции, Норвегии и Дании; лучшим был признан проект шведской фирмы “Мотала” — она-то и получила заказ на постройку минного транспорта
Из справочников ВМФ России удалось узнать что минный транспорт “Буг”, строился по русскому заказу в Швеции на верфи "Зиндхозмен" в Гетеборге. Вот его Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 1,380 тонн
Размеры: длина - 62.2 метра
ширина - 10.4 метра
осадка - 4.6 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины 3-го расширения суммарной мощностью 1,400 л.с.
4 огнетрубных котла
2 винта
Скорость: наибольшая - 13/13.39/12.9 узла (по контракту/на приемных испытаниях/в 1912 г.)
экономическая - 8 узлов (при двух задействованных котлах)
Дальность плавания:680/2,150 миль (12.9/8 узловым ходом)
Запас топлива:нормальный - 100 тонн (уголь)
усиленный - 130 тонн (уголь)
Артиллерийское вооружение:4х1 47-мм орудия
с 1915 г. - 2х1 75мм/50 орудия, 4х1 47-мм орудия
Минно-торпедное вооружение: 350 мин заграждения
2х1 прожектора диаметром 60 см
Радиотелеграф: станция мощностью 1 кВт ("Телефункен", 1904 г.) с радиусом действия 100 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины - 10/3/213 человек
Таким образом перерыв кучу статей и материалов в сети, я нахожу интересный вывод о так называемом белогвардейском параходишке-в 1891 году был создан первый в мире, уникальный в своем роде- минный заградитель "Буг". А дальше все поехало как в прогамме «Искатели» с Андреем И. Нет смысла утомлять вас сведениями о походах «Буга» по черноморью,и о его боевых задачах в случае войны с Турцией. Но стратегический запас у этого корабля был не мал. Он мог с легкостью заблокировать минами такие проливы как Босфор и Дарданеллы и намертво закрыть движение между морями. Но активных боевых действий Россия в этот период на Черном море не проводила, поэтому сведений о « Буге» за этот период я не не нашел.
А вот в период первой русской революции «Буг» отличился. Да еще как. Благодаря ему 15 ноября 1905 года чуть не исчез с лица земли город Севастополь. Не буду описывать восстание на крейсере «Очаков» под предводительством лейтенанта Шмидта, об этом и так много написано. А вот рядом с «Очаковым» в Южной бухте стоял минный заградитель «Буг», на котором несколько сотен морских мин. И Шмидт заявил, что, если не выполнят его требования, он откроет стрельбу по «Бугу». Если бы взорвался «Буг», то весь Севастополь был бы просто стерт со своих холмов!
Но судьба не улыбнулась Шмидту. Очаков был расстрелян береговой артиллерией, а экипаж «Буга» поняв что дело амба, заякорился и открыл кингстоны. Так и пролежал он на грунте в Южной бухте Севастополя аж до 1907 года. Ну правильно не свое не жалко, что нам стоит кингстоны крутануть ради революционной необходимости.
Поднятый в 1907 году. «Буг» как и положено был разжалован за революционную деятельность и думаю за испорченные и заржавевшие механизмы. После подьема «Буг» находился на ремонте Севастопольского дока до 1909 года. В это время он был переоборудован в гидрографическое судно и классифицировался как маячный транспорт. В 1915 году “Буг” числился посыльным судном, В период первой мировой войны входил в состав дивизиона сетевых заградителей. 16 декабря 1917 г. перешел на сторону Советской власти. С апреля 1918 г. находился в Севастопольском порту на хранении. 1-го мая 1918 г. был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 г. - белогвардейцами, в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами. С апреля 1919 г. - в составе Морских сил Юга России.. Была сформирована новая команда корабля из монархически настроенных матросов и основные его походы проходили из Крыма в Новороссийск. Есть сведения что белогвардейцы переоборудовали его в вспомогательный крейсер.
Вот так мы постепенно и приблизились к его последнему дню. 12 ноября 1920 г. «Буг», в результате навигационной ошибки потерпел крушение и затонул в районе Ак-Мечети, выскочив на камни. Еще минута в интернете и я узнаю, что Ак-Мечеть-это ПГТ Черноморское до 1947 года. Ну вот вроде и все. Да нет . Есть еще и свежие сведения. В начале декабря 2005 года крымские дайверы из Института археологии НАН в Крыму подняли орудие с минного транспорта «Буг», затонувшего в Черном море. Об этом сообщил заместитель директора Национальной академии наук Украины института археологии Департамента подводного наследия Вячеслав Герасимов. «Орудий этого периода в подводной акватории Черного моря не много, потому пушка является памятником науки и техники», – рассказал Герасимов. Орудие прошло реставрацию, и сейчас находится в музее военно-морской славы Балаклавы. Как отметил Герасимов, редкость представляет и само судно, так как строилось оно в Швеции по замыслу адмирала Макарова специально для Черноморского флота Российской империи в 1892 году.
И вот тут наступает самое интересное. По сведениям некоторых источников в 1923 г. был поднят и в 1924 г. сдан в Отдел фондового имущества Крыма для разборки на металл транспорт «Буг» затонувший у берегов Ак-Мечети. Как же так? А что же там лежит? Остатки какого судна? Куда мы погружались и откуда крымчане пушку сняли? По моему мнению «Буг» там и лежит, просто та куча металлолома свидетельствует о том как его поднимали, и что сдали на металлолом. Скорее всего маленькая глубина не позволила правильно подвести понтоны, и судно просто порвали по кускам, вытащив на берег все что удалось, а остальное уже докончили море время и мародеры. Это и обьясняет всю беспорядочность расположения его элементов на дне.
Теперь я думаю Саныч и другие дайв гиды смогут хоть что нибудь рассказать, не просто о куске метала, а о судне со своей удивительной судьбой и яркой биографией, ведь каждое судно на дне-это чья-то судьба, жизнь, история. Недаром говорят что у каждого корабля есть своя душа.
И еще, об источниках сведений- большинство материала взято из журнала "Моделист-Конструктор", а остальное маленькими-маленькими кусочками найдено в различных военно-морских справочниках и исторических мемуарах. Естественно в сети. Спасибо всем кто разместил в сети даже эти крупинки информации об этом интересном и незаслужено забытом корабле Черноморского флота.
- Сергей А
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 15:12
- Откуда: Львов [phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1266: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
Re: Корабли затонувшие на Тарханкуте!
Может чуть ошибаюсь, но лежит он где то здесь.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя